Этапы развития информационных технологий


В соответствии с различным функциональной направленностью ИТ история и этапы ее развития строятся исходя из различных предпосылок.

Так в качестве отправной точки зарождения ИТ, при ее рассмотрении как технологии накопления и концентрации формализованных знаний, в качестве первого этапа рассматривается, например, возникновение письменности. Второй этап развития ИТ, в данном контексте - возникновение книгопечатания. Третий этап развития ИТ - создание электронно- вычислительных машин.

При выделении этапов развития информационных технологий в сфере информатизации экономики хозяйствующих субъектов, будем опираться на содержание ИТ в процессе ее трансформации в информационный продукт и соответственно с позиций эволюции компонент ИТ в области аппаратных средств вычислительной техники, программного, математического и информационного обеспечения.

Первый этап развития ИТ (1950-1960-е годы), связан с возникновением первых ЭВМ. ИТ по своему содержанию представляли собой процессы получения результатов посредством расчетов и вычислений на ЭВМ задач в научной и в проектно-конструкторской деятельности.

Аппаратное обеспечение ИТ - низкопроизводительные ЭВМ не позволяющие решать в реальном масштабе времени сложные задачи в сфере экономики и производства.

В области программного обеспечения (ПО) - программы, в основе которых лежат машинные языки низкого уровня, представляли собой уникальный продукт и создавались узкими специалистам по программированию (программистами). В области информационного обеспечения – этап характеризуется тем, что ЭВМ доступна только специалистам-профессионалам.

 

Второй этап развития ИТ (1960-1990-е годы), можно охарактеризовать как период их внедрения в сферу экономики и в сферу производства посредством решения комплекса задач на базе автоматизированных систем управления (АСУ) различных конфигураций и назначений.

Этап предопределяется созданием и развитием высокопроизводительных компонентов ИТ.

В области аппаратного обеспечения (АО) ИТ этап характеризуется революционным развитием средств вычислительной и телекоммуникационной техники: универсальных ЭВМ единого ряда мини ЭВМ, персональных компьютеров (ПК), сетевой организации ЭВМ (локальные, глобальные сети).

В области программного обеспечения (ПО) - созданием, развитием и становлением операционных систем ЭВМ, пользовательских языков высокого уровня, пакетов прикладных программ как универсального информационного продукта.

Центр тяжести технологических решений в ПО переносятся на создания средств взаимодействия пользователей с ЭВМ при создании программного продукта.

В области информационного обеспечения (ИО) создаются базы данных, базы знаний, экспертные системы. Ключевое звено новой информационной технологии - представление и обработка знаний.

Автоматизированные Системы Управления (АСУ) реально начинают использоваться во всех отраслях для обработки данных и формирования отчетности, в том числе, государственной. Однако в большинстве случаев, в тот период реально Вычислительные Центры предприятий и организаций рассматривались руководителями как некие обслуживающие подразделения, наполненные специфическим инженерно-техническим персоналом. Эти центры были отстранены от основных бизнес-процессов организаций и предприятий. Сотрудники ВЦ занимались обслуживанием ЭВМ и за редким исключенияем, никакого отношения к АСУ не имели.

Третий этап (1990 г.- по настоящее время) - представляет качественный скачек технологии разработки программного обеспечения. ИТ стали вторгаться в основную деятельность организаций – они пришли на рабочие места руководителей и сотрудников в виде Автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов БД. СУБД. Роль ИТ изменилась: из обслуживающей она превратилась в стратегическую. ИТ стали источниками новых конкурентных преимуществ и средствами их сохранения. ИТ, стали также источниками возникновения принципиально новых видов бизнеса и новых взглядов на методы корпоративного управления, на организацию компаний, действующих на глобальных рынках в условиях глобальной конкуренции.

С середины 90-х начался и продолжается до сих пор продолжается этап развития индустрии ИТ, который можно назвать революционным подходом к управлению ИТ на базе использования стандартов ИТ.

CobIT – стандарт управления ИТ, созданный Ассоциацией контроля и аудита систем (Information Systems Audit and Control Association - ISACA) и Институтом руководства ИТ (IT Governance Institute – ITGI, США) в 1992 году. Он предоставляет менеджерам, аудиторам и ИТ пользователям набор утверждённых метрик, процессов и лучших практик с целью помочь им в извлечении максимальной выгоды от использования информационных технологий и для разработки соответствующего руководства и контроля ИТ в компании. Первая редакция Cobit увидела свет в 1996 году. В настоящее время используется версия Cobit 4.1, выпущенная в мае 2007 года.