Вопрос 1. Состав и порядок формирования.


Тема 6. Европейская Комиссия

 

Формирование и организационное обособление друг от дру­га в ЕС институтов, осуществляющих законодательную и испол­нительную функцию, сложилось не сразу. Наднациональный Верховный орган ЕОУС — квинтэссенция «плана Шумана» — совмещал в себе обе функции. Он принимал нормативные акты и иные решения по предметам ведения Объединения и сам же обеспечивал их исполнение, как в отношении государств, так и предприятий угледобывающей и сталелитейной индустрии. Однако по причинам, указанным выше, «сосредоточение вла­стей» было отменено Римскими договорами 1957 г., согласно ко­торым «центром принятия решений» в ЕЭС, а также в Евратоме стал состоящий из представителей национальных правительств Совет (Совет министров), позднее разделивший законодатель­ные полномочия с Европейским парламентом.

Что касается Верховного органа, то Римскими договорами он был «переименован» в Комиссию (Европейскую комиссию). Являясь постоянно действующим органом, каждый член которого (комиссар) действует исключительно «в общих интересах Союза», Комиссия осуществляет текущее, повседневное управление обще­ственными процессами на всей территории ЕС, контролирует, а в необходимых случаях привлекает к ответственности государства- члены и юридические лица за невыполнение или ненадлежащее выполнение соответствующих предписаний права ЕС.

Местонахождение Европейской комиссии — г. Брюссель.

 

Комиссия является колле­гиальным органом. На сегодняшний день она состоит из 28 чле­нов и формируется по принципу один гражданин от каждого государства-члена (пар. 4 ст. 17 ДЕС). В это число включаются возглавляющий Комиссию Председатель и Верховный предста­витель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (ИДПБ).

С 1 ноября 2014 г. в состав Комиссии, включая ее Председа­теля и Верховного представителя ЕС по ИДПБ, входит такое число членов, которое соответствует двум третям от количества государств-членов, если только Европейский совет, постановляя единогласно, не решит изменить это число. Члены Комиссии бу­дут отбираться среди граждан государств-членов по системе строго равноправной ротации между государствами-членами, позволяющей отразить демографический и географический диа­пазон всех государств-членов. Данную систему единогласно устанавливает Европейский совет в соответствии со ст. 244 ДФЕС.

Члены Комиссии отбираются на основании их общей компе­тентности и европейской преданности из числа лиц, обеспечи­вающих любые гарантии своей независимости.

Принцип независимости Комиссии в целом и каждого ее чле­на — независимости прежде всего от государств-членов, а также от любых других «групп интересов», в том числе корпоративного сектора, является стержневым условием функционирования данного органа, а также отнесения его экспертами к «наднацио­нальным» или даже «федеральным органам» Союза (в противо­вес Совету).

Весь состав Комиссии как коллективного органа и отдельно ее Председатель изначально назначались «общим согласием» правительств государств-членов. В отношении кандидатуры Председателя обычно возникают споры между странами. Что же касается «рядовых» членов Комиссии, то, как правило, каждое национальное правительство само определяло, кого оно желает видеть в составе Комиссии ЕС.

В 1992 г. Договором о Европейском Союзе в процедуру фор­мирования Комиссии были внесены изменения принципиально­го характера, сделавшие «соучастником» процесса формирова­ния исполнительного органа ЕС его представительный институт, Европарламент.

В соответствии с Договорами в современной «лиссабонской» редакции (ст. 158) процесс формирования Комиссии включает 5 этапов.

Выдвижение кандидатуры Председателя Комиссии Евро­пейским советом на основе квалифицированного большинства.

Утверждение кандидатуры Председателя Комиссии Евро­пейским парламентом.

Далее, на основании консультаций с назначенным Предсе­дателем Комиссии, Совет называет круг лиц, которых он наме­рен сделать членами Комиссии. Перечень кандидатов в члены Комиссии формируется в соответствии с предложениями каж­дого государства члена.

Получение парламентской инвеституры. Состав Комиссии «в качестве единого органа» должен получить «вотум доверия» со стороны Парламента. Утверждая весь состав Комиссии в це­лом, Парламент формально не имеет права воздействовать на ее персональный состав, а также распределение постов между от­дельными комиссарами. Однако еще до слушаний парламент­ские комитеты заслушивают каждого кандидата в комиссары в отдельности.

После получения вотума доверия со стороны Европарла- мента Председатель и другие члены Комиссии окончательно утверждаются в своей должности Европейским советом на осно­ве квалифицированного большинства.

Наделение Европейского парламента полномочиями «соуча­ствовать» в формировании Комиссии заставило изменить и срок ее полномочий. Составлявший сначала 4 года, он был увеличен Маастрихтским договором до 5 лет, т.е. был приравнен к легис­латуре Парламента.

С другой стороны, досрочное прекращение полномочий «пра­вительства» ЕС в полном составе возможно исключительно на основании вотума недоверия, вынесенного Европарламентом. Только Европарламент имеет право привлекать Комиссию в це­лом к политической ответственности. Государства-члены, хотя и участвуют в процессе формирования Комиссии, правом до­срочно прекращать ее полномочия (или полномочия отдельных комиссаров) не располагают.

Становясь членом Комиссии, каждое лицо должно осущест­влять свою деятельность исключительно в общих интересах Со­юза, быть полностью независимым в осуществлении своих обя­занностей. Принцип независимости членов Комиссии от любых других, кроме общего интереса Союза, частных или публичных интересов в Договорах получил подробную регламентацию. Со­блюдать этот принцип и не стремиться оказывать влияние на членов Комиссии в процессе осуществления их обязанностей должно каждое государство-член.

Членам Комиссии в свою очередь запрещено принимать ин­струкции от любых субъектов, а также в период своего пребыва­ния в составе этого органа заниматься какой-либо иной деятель­ностью, оплачиваемой или нет. Более того, вступая в должность, каждый из них дает «торжественное обещание» соблюдать эти обязанности как во время своего пребывания в Комиссии, так и после этого.

В отличие от Комиссии в целом, ее отдельные члены несут только юридическую ответственность. Решение об «импичмен­те» комиссаров вправе принимать исключительно Европейский суд на основании обращения Совета или самой Комиссии. При­нудительная отставка от должности члена Комиссии возможна при наличии одного из двух оснований: а) если он «более не вы­полняет условий, требуемых для выполнения его обязанностей» или б) «виновен в серьезном проступке» (ст. 247 ДФЕС).