Благоприятные факторы развития отрасли (менеджмент, консалтинг, PR и пр.). «Счастье консультанта».


Миграция элит. PR - дело сильных личностей, новых людей.

Востребованность. «Народ, который не хочет кормить своих полит -технологов…».

Преимущества внешних консультантов: разноплановый и достаточный опыт; быть в курсе научных тенденций, новинок; возможности привлечения узких специалистов; легитимизация подсказок независимого консультанта; обучение штатных сотрудников; беспристрастность; конфиденциальность.

Руководство кампанией за политтехнологами, а не за политиками. Политик за всю свою жизнь участвует в 2 – 3-х избирательных кампаниях, средний технолог – в 20 – 30 – ти. Знание основ избирательных технологий, тем более, тонкостей. Представляете ли все содержание работы, есть ли практический опыт, будет ли время этим заниматься? Останется ли время на функцию кандидата?

 

(По данным Ассоциации менеджеров, 2004 г.):

Динамика развития отрасли. Вклад управленческого консалтинга в ВВП России – 0,18 %, 2003 г. (в Европе – 0,40 %). Аналогичные показатели в 1990-х гг. 60 % принадлежит иностранным консалтинговым корпорациям. Объем совокупной выручки российских компаний от предоставления услуг управленческого консультирования (приблизительные данные): 2000 – 75,1 млн. $; 2001 – 121,4 млн. $;2002 – 203,9 млн. $;2003 – 489,9 млн. $. Около 40 % совокупной выручки приносят услуги, оказываемые в ИТ – сфере; 12 % - в сфере стратегического планирования.

В 2003 г. 82 % компаний не сократили своих расходов на консультирование (43 % - даже увеличили свои расходы, 39 % - оставили на прежнем уровне), (10 % - сократили, 8 % - не ответили на вопрос).

Причем 1/3 компаний сократило число управленцев – внешний консалтинг в решении ряда вопросов более эффективен, чем разросшийся, забюрократизированный управленческий аппарат многих российских компаний.

 

13,0 % - В компании постоянно работают внешние консультанты по управлению;

15,8 % - Компания часто обращается к управленческим консультантам для решения возникающих проблем;

35,6 % - Компания время от времени прибегает к услугам управленческих консультантов;

21,5 % - Компания имеет опыт разового обращения к услугам специалистов по управленческому консультированию;

11,3 % - Компания не имеет опыта привлечения внешних консультантов;

6,2 % - У компании нет опыта работы с внешними консультантами, однако такая возможность не исключается в будущем;

5,1 % - Компания не привлекает внешних консультантов и не испытывает в этом необходимости.

 

Не существует отрасли в российской экономике, которая бы не использовала возможности, предоставляемые консультантами. Однако, по объемам заказываемых услуг лидирует промышленность (обеспечивающая 60 – 70 % совокупной выручки, прежде всего, предприятия нефтяной, нефтегазовой, электроэнергетики; заметную роль – 12 %, играет финансовый сектор).

Непропорционально мала доля заказов от предприятий, работающих в сфере услуг (в то время как в структуре ВВП РФ их доля – 50 %). Нецивилизованными, с точки зрения потребления консалтинговых услуг, эксперты называют строительную отрасль, компании, связанные с недвижимостью, компании розничной торговли.

Услугами управленческого консультирования пренебрегают предприятия тех отраслей и сфер экономики, где отсутствует жесткая конкурентная среда – отсутствует мотивация к более эффективному ведению бизнеса.

 

Предприятия прибегают к помощи внешних управленческих консультантов:

58,2 % - В случае необходимости использования особых знаний и навыков;

50,8 % - Проведение независимой диагностики компании (получение непредвзятого «снимка» компании);

19,2 % - Нехватка людских и организационных ресурсов (особенно, если нагрузка подобного рода распределена по времени неравномерно);

6,8 % - Обоснование решений, принятых руководством (помогает избежать неконструктивных возражений и сопротивления со стороны персонала);

1,1 % - Возникновение кризисной ситуации (Всего несколько опрошенных руководителей. Свидетельствует о низкой информированности о возможностях предоставляемых современным управленческим консалтингом и, недостаточной открытости российского бизнеса, наличие «комплексов», например, в признании того, что компания может попасть в кризисную ситуацию);

11,3 % - Компания не имеет опыта привлечения консультантов;

0,6 % - Другое.

 

Соответствие результата взаимодействия с консультантами ожиданиям компаний:

1,7 % - Результат был несколько лучше, чем ожидалось;

58,8 % - Результат в целом соответствовал ожиданиям;

21,5 % - Результат был несколько хуже, чем ожидалось;

5,6 % - Результат был намного хуже, чем ожидалось.

Необходимо восстанавливать репутацию консалтинга в целом, которая в в глазах некоторых компаний подпорчена недостаточно профессиональными его представителями.

 

Насколько эффективно использование консультантов в следующих областях (средний балл оценок от 1 до 5):

4,05 - Диагностика организации, оценка эффективности ее деятельности (позволяет в полной мере использовать преимущества внешнего консультирования – независимость и беспристрастность);

3,63 - Экспертиза проектов решений (позволяет использовать преимущества внешнего консультирования – большого багажа знаний и best practices);

3,51 - Оптимизация деятельности компании в конкретных функциональных областях;

3,49 - Внедрение изменений, реструктуризация бизнеса (в сегодняшней «бурлящей» внешней среде позволяет использовать внешним консультантам всего доступного инструментария);

3,37 - Разработка стратегии, долгосрочной и среднесрочной перспективы (бизнес пока не может полностью доверить эти задачи внешним консультантам; согласование интересов множества лиц крайне усложняет этот процесс);

3,09 - Вывод компании из кризисной ситуации (этот показатель находится на достойном уровне);

2,33 - Решение текущих, операционных проблем бизнеса (руководители не желают слушать советов, полагая, что консультант, за время проведенное в компании, не способен вникнуть во все нюансы происходящих в ней процессов, неверие в способность быстро вникнуть в тонкости и местную специфику).

 

Проблемы, связанные с природой консалтинга (деятельности менеджера).

За что не любят консультантов?(По данным Ассоциации менеджеров, 2004).

Несовершенство предложения.

56,5 % - Слишком большая ориентация, «зацикленность» консультантов на формальные, «учебные» модели;

42,9 % - Отсутствие ответственности консультантов за действия и выданные рекомендации;

42,4 % - Необходимость выделения для работы консультантов больших организационных и временных ресурсов;

34,5 % - Высокая стоимость услуг;

30,5 % - Трудная применимость результатов деятельности консультантов;

26,0 % - Необходимость представления конфиденциальной, внутренней информации;

22,0 % - Низкая квалификация, недостаточный профессионализм, обвинения в некомпетентности;

11,9 % - Трудности при поиске и выборе консультационной компании;

4,5 % - Излишняя ориентация консультантов на «интуитивный» подход;

4,5 % - Неточное информирование руководства о ходе консультационного проекта;

3,4 % - Другое.

 

Дефицит профессиональных кадров.

Сомнения в квалификации (Консультанта).

Отсутствие базового, профессионального образования.

Лишь немногие фирмы обладают реальным деловым опытом.

 

«Люди внизу очень чувствительны к запросам руководства насчет данных, из-за которых от них могут потребовать увеличить время работы и усердие. Это всегда проблема», Армбрастер, аналитический отдел «TRW», 1977.

 

Завышенность ожиданий.

Миф о могуществе (волшебстве).

Содержание мифа: таинственные средства делания конфетки из … чего угодно; всесильные джинны, по взмаху которых рейтинг начинает расти; способные обеспечить победу на выборах любому кандидату. (Как же тогда проигравшие команды, которых неизмеримо больше, чем выигравших?).

Мистический смысл. В выборах принимает участие значительное количество населения (сфера повышенного общественного внимания) и избиратели часто приходят в недоумение от самими же сделанного выбора, то в отношении политтехнологов присутствует восхищение, зависть, страх, негодование («опять обдурили!»), отвращение. Как к лихим людям во всех смыслах русского слова «лихой».

Прецеденты отмены результатов, отказов в регистрации, снятия с дистанции - итоги выборов не зависят от волеизъявления, исход выборов слишком управляем. Дискредитируется сама избирательная система. Для того, чтобы установить контроль над ходом и результатами выборов. Парадокс заключается в том, что саму идею выборов, объективность получаемых в ходе выборов результатов, защищают именно те, кто чаще всего обвиняется в манипулировании и подтасовках.

Не слишком добросовестное и профессиональное предложение, огромное количество случайных людей, вызванных новизной сферы деятельности (политика, бизнес, PR), профессии которых весьма далеки от связей с общественностью. Иногда такие люди оказывались в гуще политических событий, иногда стечение обстоятельств или природная смекалка превращала их в участников успешных. Естественно, это увеличивало популярность, гонорары, количество заказов. А у них не было ни теоретической базы, ни, даже, системы понятий. Встречались «специалисты», которые не могли перевести термин - продажа «политических утюгов». Именно они начинали изобретать грязные технологии, провоцировали негативное отношение к PR, как к виду деятельности (Популярной была мысль о том, что PR-мен как человек, обладающий средством повышенной эффективности, должен быть ограничен в возможностях применения этого средства, как, например, для человека, имеющего отношение к отравляющим веществам. Он должен применять особые правила поведения, сам себе запретить высказывать точки зрения, позиции, его удел, всего-навсего пересказать информацию, а уж как ее интерпретировать, это дело читателя, слушателя).

Внешние консультанты не выполнят проект за Вас, они могут лишь оказать поддержку проектной команде. За счет чего, человек, приехавший из другого часового пояса, в другом месте может считаться специалистом? Удел заезжих людей. Удел финансово обеспеченных людей. Местные не плохо осведомлены, где лежит грязное белье кандидата, но им здесь жить после выборов, а приезжий гастролер пусть сам все это читает с экрана.

 

Миф о морали (о всеядности и продажности политттехнологов).

Когда я начинаю работать с политическим кандидатом или движением – я абсолютно им предан. Самоотдача должна быть полной, я оказываюсь всецело поглощенным задачами и целями кандидата – понятно: без этого профессионал не может хорошо выполнить свою работу. При этом, не имеет значения, за кого я буду голосовать, как гражданин.

Но если бы ко мне обратились представители экстремистской (нацистской, шовинистической) партии, представители тех, кто может принести вред России и обществу - то я не стал бы с ними работать по чисто гражданским убеждениям. К тому же у меня достаточно денег, чтобы я мог бы выбирать клиента.

Ограничения: одновременная работа на конкурирующих кандидатов.

Все участники избирательного процесса нуждаются в грамотном совете, в профессиональной оценке возможностей участия в выборах, в помощи при ведении избирательных кампаний. Причем, избиратели в большей степени, так как именно они страдают от непрофессионалов во власти. А непрофессионализм во власти начинается с непрофессионального ведения кампаний. Хорош клиент или никуда не годится, для профессионала значения не имеет. Врачи лечат и мерзавцев и хороших людей, юристы защищают и преступников и их жертв, рекламщики раскручивают и хороший товар и откровенную дрянь. Общество, предъявляя политтехнологам другие требования, демонстрирует крайнюю непоследовательность.

Ни один карманник не считает свое ремесло гнусным; он всегда вам объяснит, что его социально-полезная функция в том, что он отучает людей от небрежного хранения и ношения материальных ценностей. Ни один насильник не считает себя подонком. Он карает объекты своих посягательств за беспутное поведение. Всегда для своего, так сказать, основного занятия, будь оно профессиональное или хобби, человек (или организация) найдет объяснение, что это занятие имеет весьма существенную общественную пользу.

 

Миф о грязи.

Принято считать, что «честные» выборы и «чистые» технологии - это то, чего не бывает. Но то, чего хотят все.

Война в Чечне, взрывы в Москве, террор и шантаж – рассматриваются в СМИ как хитроумные пиаровские акции.

Говорить о грязных технологиях только со знаком минус - означает существенно сглаживать проблему. Соблазнительно сказать, что это те технологии, которые выходят за рамки закона. Формально законные процедуры снятия кандидатов с дистанции воспринимаются как выполнение политического заказа. Можно отнести к грязным технологиям сознательный обман и дезинформацию. Но формирование образа подразумевает подчеркивание и преувеличение положительного и затушевывание отрицательного. Как быть, если все, что Вы сообщаете – правда на 100%? А если на 90%? А использование естественных преимуществ нахождения на должности без явного перебора (наем на работу)? А негативные действия от имени конкурента (листовки на автомобиль, ночные звонки)? Поддержка конкурента низко –престижными группами (проститутками)? Имитация поддержки VIP?

Выделяют 2 подхода: гражданский (опасные технологии) – защита национальных интересов России, личности, общества и государства, рефлексия гражданского общества и социальная ответственность политтехнолога и технологический – обеспечение победы в информационной схватке.

Вина потребителей. Если бы грязь вызывала в обществе отвращение, она была бы не эффективна как способ воздействия. Интереснее обсуждать именно грязный PR, чем тяжелую черновую работу честных тружеников, натаскивающих кандидатов, проводящих опросы, придумывающих нетривиальные мероприятия.

Для США 30-х годов уровень грязных технологий, о котором мы говорим сейчас в России, являлся практически нормой; для Франции первых послевоенных лет этот же уровень являлся не менее нормальным. Тенденция здесь однозначна: например, рынок стал более цивилизованным – убивать стали реже, хотя денег на рынке крутится больше.

СМИ сформировали общественное мнение о выборах в России, как о наборе трюков, махинаций, фальсификаций, компромате, обмане и подкупе. Консультанты подаются, как специалисты по метанию грязи. На самом деле, СМИ (журналисты, писатели, кинорежиссеры) почти убедили читателей и зрителей в исконной лживости избирательной системы и выборов, как таковых. Любопытно, что эта категория - самые избалованные дети демократии, чего только не делают, чтобы их атаки на демократические институты были наиболее разрушительными. Между тем вопрос: «Так ли уж необходимо для торжества демократических ценностей атаковать именно демократические институты?» - остается без ответа. Данная проблема актуальна не только в России, но и на Западе.

Несть числа примерам, когда на защиту выборов поднимаются политтехнологи: Создан альянс неправительственных организаций «За честные выборы»; Фонд ИНДЕМ Георгия Саттарова по всей России ведет мониторинг нарушений избирательного законодательства;

Гнев избиркомов. Но, интересы политтехнологов и избиркомов совпадают (повышение явки), и избиркомы сами практикуют некоторые технологии (снятие и восстановление). Центризбирком не уставал и не устает повторять, что намерен обеспечить соблюдение законности и воспрепятствовать применению «грязных» технологий.

Но. Кому отводится роль «главного злодея»? Кто главный объект атаки? Отчасти власть. Отчасти сама пресса. Но главным образом - избирательные технологи и политические консультанты.

Соотношение разъяснительной работы и собственно технологической.

Обвинение строится на использовании термина «грязные технологии», введенного в обиход, но не имеющего конкретного, реального содержания. «Грязным» можно назвать, по сути, любой оригинальный прием, не укладывающийся в смутные рамки того, что «можно» и того, что «нельзя», возникающие в головах неугомонных чиновников, проигравших выборы политиков, неудачливых конкурентов.

На Западе побеждает тот, кто наиболее точно исполнит закон, установленные правила игры.

В России побеждает тот, кто первым нарушит или обойдет наиболее изящным, смелым или беспринципным способом.

Российское законодательство не обеспечивает кандидатам адекватную защиту от нечестных методов, используемых соперниками.

Любая информация всегда на что-то влияет. Смысл профессии - в точнейшей передаче информации.

 

Миф о манипулировании.

Создание образов, мифов, которые не соответствуют действительности, виртуальные технологии. Откуда мы с вами знаем, что президентская администрация воюет с Лужковым? Кто это нам сказал? Это нам сказал Лужков и подконтрольные ему СМИ (Когда я начинаю чувствовать, что меня в чем-то очень сильно убеждают, я, в первую очередь, говорю: «Стоп»).

Политтехнологи не первые и не единственные, которые зарабатывают на жизнь производством иллюзий. Мастера культуры уже поточным методом клепают «художественные образы», которые всерьез волнуют обывателя – чем не манипуляция?

Избиратели, бесконечно уставшие от выборов разного уровня, разочаровавшиеся самой идеей выборов (не зависимо от их исхода, общая ситуация продолжает ухудшаться), становятся все более искушенными в перипетиях выборной борьбы и придирчивыми по отношению к кандидатам. Популизм, как средство воздействия на электорат, уже не так эффективен. Потребителями информации являются не бабушки, которые не могут рассчитать собственную пенсию.

 

Миф о больших зарплатах консультантов.

«Дорого стоите». Даже для богатых клиентов.

Неоправданная дороговизна. Соотношение цена/качество. Высокая цена вопроса. Цена политтехнолога – зеркало объективной ситуации, сложившейся на рынке. Любая попытка изменить реальность обречена на провал. Стык клиент – кандидат, когда первый хочет платить меньше, а второй получить больше, нуждается в профессиональном консультировании с обеих сторон. Специалист, который может эффективно решить поставленную задачу стоит дорого. Это тот случай, когда следует доверять.

Профессия PR-мена, как и всякая другая, является источником удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей. А будучи неразрывно связанной прежде всего с человеческим материалом (как профессии врача, учителя, адвоката, продавца, тренера) на первый план выводят именно моральное удовлетворение от делаемого. Без любви к своей профессии в нашем бизнесе делать нечего. Мы работаем за деньги, но не только за деньги, и, прежде всего, не за деньги. Финансовая заинтересованность не может быть основной целью профессионала. Если первое, о чем заговорил с Вами специалист есть оплата его услуг – есть повод для сомнений.

Риски политтехнолога. Начнешь работать вроде бы с порядочным человеком, отрекомендуешь его барышням и высших политических кругах, а он бандит бандитом или, хуже того, имеет собственное мнение. Но этот риск оправдывает высокие комиссионные политтехнологов. Даром деньги нигде не платят. Даром платят только очень большие деньги.

«Та зарплата, которую мне платит государство не является крупным финансовым вложением», Алексей Константинович Волин, заместитель руководителя аппарата Правительства.

 

Миф о западных технологиях.

Западные технологии не адаптированы к российской действительности.

Весь тот технологический багаж, которому нас обучали специалисты Запада, это багаж для обычных нормальных выборов, но не для тех выборов, где решается вопрос о стратегии. Вы можете себе представить, что в Америке во время выборов решается вопрос, быть или не быть частной собственности? А у нас на каждых выборах решается этот вопрос. Поэтому и проблемы с технологиями несколько другие.

Европейский и американский PR строго зарегламентированы, работа пиарщика сводится к перечню банальных истин и использованию узкого набора инструментов. Российский же рынок позволяет использовать любую новацию и никаких ограничений не имеет. На нем безграничные возможности для самореализации.

 

Несовершенство спроса.

Низкая культура потребления (консалтинговых услуг). «консалтинг не дошел до отраслей, где он мог бы дать наибольший эффект – до производственного сектора», Василий Прутковский, БДО «Юникон Консалтинг». Сдвиг в культуре займет продолжительное время.

Отсутствие традиций обращения к консультантам.

Недостаточная подготовка управленческих кадров.

Некоторые национальные особенности ведения бизнеса.

Недостаточная поддержка государства. Во всем мире консалтинг – само -регулируемая отрасль. Но, государственные структуры не используют отечественных консультантов. Роль государства в популяризации их услуг.

Кандидат должен себя признать манипулятором (приспособление личности к требованиям государства, общества к требованиям личности), товаром (торговцем, сбытовиком); а все хотят быть гуманистами: объяснить личности ее место в социуме, противостоять социальному давлению всех видов (Райт Миллс, Морено, Маслоу). И одновременно: и пациентом, и спортсменом.

«Нужен сногсшибательный ход». Кандидат сам таких ходов не найдет. Модель идеальной избирательной кампании. Скинуть козыри в начале игры. Фальсификация с помощью открепительных талонов.

«Кругом враги – меня все предали». «У моих врагов больше денег (больше расклеенных листовок)», по И. Викентьеву, «Приемы рекламы и PR», 2002 г.

Ведение кампании в духе славословия, восторженности, приторности. Оптимальное соотношение позитива и негатива: 70% на 30%. Избиратель искушен и голосует головой. Той, какая есть. За Вас, потому что Вы полезны, или потому что Ваши противники хуже Вас. Не надейтесь на любовь всего народа.

Пропорции официальных и неформальных отношений. Не поддаваться гипнозу должности Кандидата, действительность отношений, установление рабочего союза.

Некоординированность действий консультанта и клиента.

Оппортунистическое поведение клиента. «Почему я должен что-то менять в себе? Я такой, какой есть», «Моей жене это нравится». Движение в сторону устранения недостатков невозможно без осознания недостатков самим Кандидатом. Лучший способ узнать свои возможности – дойти до их предела. Боль отказа от старых воззрений. Введение новых элементов в свою работу, осваивание новой сферы, когда не исчерпаны классические» резервы роста. Отход от завоеваний прошлого – это нарушенное спокойствие, риск и возможные отступления, нескорый успех. Авторитарный характер Кандидата (Лидера, Клиента). Боязнь услышать от Консультанта приговор своим лидерским качествам. Лояльность Кандидату. Устранение недостатков Кандидата (Лидера, Клиента): внимание, самоконтроль, воображение, саморегуляция.

Отказ в предоставлении необходимых ресурсов (временных, организационных).

Не заинтересованность. Особенно если консалтинг заказан управляющей компанией или владельцем. Сопротивление или низкая активность занятого в проекте персонала. Не соответствие компетентности занятого в проекте персонала характеру решаемых задач

Перекладывание своих должностных обязанностей на консультанта.

Не оправданные претензии к консультантам – не внедрение рекомендаций в полном объеме, а при неудаче, предъявление претензий по поводу «вредности советов».

Выборы – одна команда политика, после выборов – другая.

 

Заказчики не видят в общественном мнении орудия, которое можно эффективно использовать для достижения своих целей;

PR-менеджер, отчужденный от процесса принятия решения и привыкший действовать с журналистами и чиновниками методами взяток, приспосабливается к условиям игры, и выбирает подрядчиков. Руководствуясь не интересами фирмы, а заботой о собственном кошельке;

Черный нал делает общение взаимно подозрительным, сильно мешающим плодотворной работе. Более 50% консалтинговых услуг удовлетворяются «теневым» образом. Ведет к снижению налогов в федеральный бюджет, к нечестной конкуренции.

 

Обоснование отсутствия спроса.

Низкая платежеспособность предприятий некоторых отраслей. В случае дефицита финансов большинство руководителей вообще не думают о консалтинге – их предприятиям не хватает средств даже на решение текущих проблем – сельское хозяйство, угольная промышленность, машиностроительные и транспортные предприятия.

 

Успешный Кандидат. «Если Вы такой умный, то почему я такой богатый?».

«Меня знают, любят, выберут», «У меня все схвачено – все за меня». Чаще всего не знает, почему выиграл прошлые выборы. Проиграть полезнее – более напряженно думаешь: «почему»? «Проголосуют, как начальство скажет». Срабатывает в воинских частях, тюрьмах, на селе. Административный – лишь один из ресурсов, не всегда самый главный. «Если за меня не проголосуют – им же будет хуже». И знают и любят, а голосуют менее 1% - нет мотивации.

 

Проблемы отрасли (менеджмента, консалтинга), проблемы, возникающие в макро –окружении отрасли.

Динамика развития отрасли. Не зрелость рынка.

Вид деятельности, основанный на доверии. История и репутация консалтинговой компании играют решающую роль. Не продолжительная история приводит к недостаточной известности отечественных брэндов, отсутствию отраслевых стандартов, недобросовестной конкуренции.

Выбор для клиента весьма усложнен. Снижена как вероятность получения заказов, так и эффективность реализации консультационного проекта.

Деликатный вид деятельности. Конфиденциальность – нельзя во всеуслышание объявлять, какие проблемы, каким клиентам помог решить консультант.

Завышенная полнота ответственности за конечный результат. Не устоялись стандарты, совершенно различны требования, предъявляемые со стороны компаний различных отраслей экономики. Российская индустрия консалтинга находится в состоянии поиска твердых основ.

Отсутствие на рынке PR нет среднего класса - основы стабильности; есть PR - олигархи и PR - пролетариат. 160.000.

Усилившаяся конкуренция с региональными структурами (в политическом PR - с PR-структурами политических партий).

 

Проблемы отрасли. Миф о кризисе PR.

О нем говорят «специалисты», «срубившие» один раз хорошие деньги, а потом выпавшие из процесса. Отрасль набирает обороты и становится все более важной. Политика, как и демократия – умерла. Решение о том, кто будет Президентом США в 2001 году, страны со 150 млн. человек, принято перевесом в 50.000 голосов. Обе противоборствующие стороны получили по 50% голосов. Это означает, что противоборствующие стороны в политическом отношении одинаковы, что предвыборные штабы прекрасно выполнили свою работу, что определяющую роль сегодня играют политические технологии.

Миф о том, что все ведущие пиарщики уехали из страны.

Нет PRорока в своем отечестве. «Я, например, остался», А.К. Волин.

Миф о конкуренции среди политтехнологов.

Рынок услуг монополизирован и жестко поделен между 5 – 6 агентствами.

 

Менеджер обязан:

Компромиссность, не любящие ссор – любящие поспорить, конфликтность.