Динамика фазы Анализ модели процесса разработки MSF


--------------------------Предпроектное исследование

Успех проекта зависит от способности проектной группы и заказчиков добиться общего видения целей и задач проекта. Обычно эти цели и задачи являются производными от целей организации.

Прежде чем группа перейдет к следующим фазам проекта, надо разработать концепцию, которая описывает основные цели и направление проекта. выработать оптимальную концепцию.

Хотя разработка концепции проекта состоит из нескольких итерационных циклов, необходимо, чтобы к концу процесса исследования все участники проекта, прямо и косвенно отвечающие за него, получили полное представление о нем. Очень важен процесс согласования: он помогает проектной группе и заказчику прояснить цели проекта и укрепляет их заинтересованность в конечном результате, которую они должны сохранить до завершения проекта. Без четко

определенной концепции очень легко увязнуть в мелочах. Ясная концепция обеспечивает успех проекта, указывая группе направление работы, однако для этого концепция должна непосредственно решать практические задачи проекта. Это достигается посредством включения в модель процесса разработки MSF фазы «Анализ» (рис. 5,1); кроме того, концепция, созданная на этой фазе, предназначается прежде всего для текущей версии продукта. Можно раз-

работать и долгосрочную концепцию — для всех версий продукта; она пригодится для стратегического планирования следующих выпусков продукта. Каждый последующий выпуск продукта будет в этом случае реализацией отдельных пунктов долгосрочной концепции, что, в

свою очередь, позволит оценивать успех каждого выпуска, сопоставляя его результаты со стратегическими целями.

Результат фазы «Анализ» — предпроект — представляет собой до-

кумент, описывающий концепцию проекта. Он детализирует:

• концепцию проекта;• рамки проекта;• исходную информацию;• бизнес-требования;

• проектные требования;• результаты; • риски.

На фазе «Анализ» группа использует для обмена информацией разные документы. Однако эти

документы не являются конечным результатом фазы — ее целью является как раз налаживание обмена информацией. Документы просто служат инструментом для достижения этого результата.

Фаза «Анализ» завершается, когда группа достигает этапа «Одобрение концепции». Это тот момент, когда проектная группа и заинтересованные в проекте стороны принимают совместное решение ободобрении концепции конечного продукта и решают, что можно переходить к фазе «Планирование».

--------------------------------Назначение концепции

Разработка продукта без создания концепции подобна плаванию корабля без компаса: корабль куда-то плывет, но куда? Знает ли экипаж маршрут движения? Прибудут ли пассажиры именно туда, куда купили билет?

Хотя разработка концепции продукта безусловно необходима, именно этот этап разработки часто пропускается или недооценивается. Большинство людей, вовлеченных в процесс разработки приложения, имеют гораздо больше навыков в решении задач, необходимых для выпуска продукта, чем в создании его концепции. Многие находят саму идею концепции продукта расплывчатой и неясной, особенно это касается новичков в разработке продуктов. Однако

очень важно понимать что анализ:

• служит первой фазой планирования и проектирования;

• позволяет добиться понимания и согласия между всеми участниками с самого начала проекта;

• помогает группе объединить разные точки зрения в общую концепцию;

• обеспечивает основу для будущего планирования;

• выявляет факторы, которые заказчик и основные участники считают важнейшими для проекта.

разработка концепций-это первый и самый ответственный шаг разработки, потому что именно он определяет направление,в котором будет двигаться проектная группа, и цель путешествия.

«Концепция важна потому, что она помогает команде принимать решения, наиболее походящие для достижения поставленной цели. В этом смысле хорошая концепция является инструментом, который объединяет всех сотрудников в единую команду, создающую отличный продукт. Если над проектом работают 10 человек, они всегда могут поговорить друг с другом, достигнув общего понимания целей и действий. Когда же над проектом работает 1000 человек, нужен способ, обеспечивающий принятие решений без необходимости каждому участнику разговаривать с остальными 999».

Ясная концепция создает доверие и единство членов группы, указывает перспективу, уточняет цели и упрощает принятие решений. Общее видение дает группе энергию для достижений наилучших результатов и обеспечивает:

ясность — члены группы должны осознать, что же они пытаются создать, прежде чем приступать к разработке. Кроме того, они должны понимать, почему менеджер программы, менеджер продукта и заказчики включают тот или иной пункт в список требований и не включают другие. Концепция должна давать ясное представление не только о том, что будет делаться, но и о том, что не будет делаться;

расстановку приоритетов. На всем протяжении жизненного цикла продукта проектной группе нужны критерии, которыми можно руководствоваться при выборе решений из массы вариантов. Группа разработки решает, как кодировать все, что описано в функциональных спецификациях и технических требованиях, и как заложить основу для будущих версий продукта. Группа тестирования выявляет ошибки. Группа обучения пользователей решает, какие

возможности следует выделить особо и как объяснить их пользователям. Менеджер программы взаимодействует с разработчиками, чтобы решить, как реализовать эти возможности и как пользователь будет работать с каждой из них. Для принятия решений команде нужно понимать не только то, что и почему должно делаться, но и в каком порядке. Удачная концепция образует иерархию приоритетов для принятия решений;

интеграцию— концепция продукта должна поддерживать и дополнять концепции и функциональные возможности других продуктов. использующихся в организации. Многие другие продукты, возможно, обслуживают тех же клиентов и пользователей, что и разрабатываемый вами продукт, и, возможно, некоторые функции перекрываются. Любое их дублирование в различных продуктах надо изучить, чтобы выяснить, оправдано ли оно с точки зрения бизнеса;

будущие инвестиции — назначение концепции — не только направлять разработку сегодняшних продуктов, но и заложить основу на будущее. Например, если отдел разработки предполагает включить в следующую версию продукта средства поддержки электронной

коммерции, уже в текущей версии необходимо принять во внимание низкую пропускную способность каналов связи. Такая предусмотрительность поможет сберечь время в будущем.