Разработка и реализация инноваций.


Основные этапы формирования и реализации инноваций и инновационных проектов.

Лекция 4

 

План

1. Разработка и реализация инноваций

2. Основные понятия, этапы создания и реализации инновационных проектов.

 

Инновационная деятельность любой фирмы составляет органическую часть ее маркетинговой деятельности. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. Подразделения (отделы, сектора) НИОКР становятся генераторами идей, которые затем переходят в выполнение НИОКР. Между анализом потребностей на рынке и НИОКР существует прямая и обратная связь, которая позволяет учитывать требования потребителей и корректировать технико-экономические показатели инноваций с целью их оптимизации.

Одним из главных вопросов в инновационной политике фирмы является формирование целей процесса инноваций. Цели процесса инноваций можно свести к следующим положениям:

1) поиск нового решения задачи и содержания изобретения

2) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)

3) техническая подготовка производства инновации

4) производство инновации

5) продвижение инновации на рынок

6) закрепление на новых рынках с помощью обеспечения конкурентоспособности.

Определенная политика фирмы в области разработки и реализации инноваций дает возможность сотрудникам подразделений НИОКР и маркетинга создать мотивацию их труда для проводимых исследований. Процесс разработки и реализации инноваций проходит определенные этапы (рис 1.)

 

 

Рисунок 1. Основные этапы прохождения инновации.

 

Рассмотрим прохождение основных этапов инноваций и их характеристики.

ЭТАП 1 Анализ поступающих идей.

Этот этап заключается в сборе информации об изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга, сбытового подразделения фирмы и конечных потребителей.

ЭТАП2. Отбор новых идей.

На основании собранной информации о новых идеях идет процесс выработки идей новых инноваций. По окончании выработки идей новых инноваций рассматриваются потенциальные производственные и финансовые возможности фирмы.

ЭТАП 3. Анализ эффективности инноваций.

Анализ эффективности инноваций осуществляется последовательно в соответствии со следующими процедурами:

1) разработка технического проекта инновации

2) оценка технико-экономических характеристик инновации и потребительских свойств

3) оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж

4) определение объемов инноваций на создание и реализацию инноваций

5) определение сроков окупаемости инвестиций

6) анализ и оценка рентабельности производства инноваций

7) разработка программы маркетинга по инновации

 

ЭТАП 4. Создание инновации.

Создание инновации заключается в разработке плана ее выпуска на перспективу развития и распределением обязанностей по подразделениям фирмы. Для обработки конструкторской и технологической документации производятся первые промышленные образцы. На этом этапе также определяется наименование товара, его товарного знака, упаковки и маркировки.

 

ЭТАП 5. Тестирование на рынке.

При тестировании на рынке решаются следующие задачи:

1) тестирование происходит на ограниченном рынке не менее трех месяцев

2) выбираются оптимальные каналы реализации

3) выбираются средства и методы рекламы

4) формируется техническое обслуживание реализации товара

 

ЭТАП 6. Решение о создании инновации и ее реализации.

Принятие решения о создании инновации и ее реализации влечет за собой решение ряда задач:

1) коммерческое обоснование инновации с учетом объема продаж, степени удовлетворения спроса, известность и реноме фирмы, стабильность связей с покупателями и поставщиками

2)использование имеющихся мощностей

3)общая сумма инвестиций

4) соответствие государственным стандартам

5) патентная защита инновации

 

Одним из важнейших фактором, влияющих на уровень рентабельности инновации при ее реализации является разработка и реализация программы по маркетингу. В такой программе используется оценка влияния инновации на реализацию целей фирмы. По оценкам американских специалистов в области экономики из общего количества инноваций, появившихся на рынке, вероятность успеха не превышает 74%.