Разработка и реализация инноваций.
Основные этапы формирования и реализации инноваций и инновационных проектов.
Лекция 4
План
1. Разработка и реализация инноваций
2. Основные понятия, этапы создания и реализации инновационных проектов.
Инновационная деятельность любой фирмы составляет органическую часть ее маркетинговой деятельности. В особенности это относится к фирмам, занятым производством наукоемкой продукции. Подразделения (отделы, сектора) НИОКР становятся генераторами идей, которые затем переходят в выполнение НИОКР. Между анализом потребностей на рынке и НИОКР существует прямая и обратная связь, которая позволяет учитывать требования потребителей и корректировать технико-экономические показатели инноваций с целью их оптимизации.
Одним из главных вопросов в инновационной политике фирмы является формирование целей процесса инноваций. Цели процесса инноваций можно свести к следующим положениям:
1) поиск нового решения задачи и содержания изобретения
2) проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
3) техническая подготовка производства инновации
4) производство инновации
5) продвижение инновации на рынок
6) закрепление на новых рынках с помощью обеспечения конкурентоспособности.
Определенная политика фирмы в области разработки и реализации инноваций дает возможность сотрудникам подразделений НИОКР и маркетинга создать мотивацию их труда для проводимых исследований. Процесс разработки и реализации инноваций проходит определенные этапы (рис 1.)
Рисунок 1. Основные этапы прохождения инновации.
Рассмотрим прохождение основных этапов инноваций и их характеристики.
ЭТАП 1 Анализ поступающих идей.
Этот этап заключается в сборе информации об изменениях на рынке, нововведениях, поступающих из подразделений НИОКР, служб маркетинга, сбытового подразделения фирмы и конечных потребителей.
ЭТАП2. Отбор новых идей.
На основании собранной информации о новых идеях идет процесс выработки идей новых инноваций. По окончании выработки идей новых инноваций рассматриваются потенциальные производственные и финансовые возможности фирмы.
ЭТАП 3. Анализ эффективности инноваций.
Анализ эффективности инноваций осуществляется последовательно в соответствии со следующими процедурами:
1) разработка технического проекта инновации
2) оценка технико-экономических характеристик инновации и потребительских свойств
3) оценка потенциального рыночного спроса и объема продаж
4) определение объемов инноваций на создание и реализацию инноваций
5) определение сроков окупаемости инвестиций
6) анализ и оценка рентабельности производства инноваций
7) разработка программы маркетинга по инновации
ЭТАП 4. Создание инновации.
Создание инновации заключается в разработке плана ее выпуска на перспективу развития и распределением обязанностей по подразделениям фирмы. Для обработки конструкторской и технологической документации производятся первые промышленные образцы. На этом этапе также определяется наименование товара, его товарного знака, упаковки и маркировки.
ЭТАП 5. Тестирование на рынке.
При тестировании на рынке решаются следующие задачи:
1) тестирование происходит на ограниченном рынке не менее трех месяцев
2) выбираются оптимальные каналы реализации
3) выбираются средства и методы рекламы
4) формируется техническое обслуживание реализации товара
ЭТАП 6. Решение о создании инновации и ее реализации.
Принятие решения о создании инновации и ее реализации влечет за собой решение ряда задач:
1) коммерческое обоснование инновации с учетом объема продаж, степени удовлетворения спроса, известность и реноме фирмы, стабильность связей с покупателями и поставщиками
2)использование имеющихся мощностей
3)общая сумма инвестиций
4) соответствие государственным стандартам
5) патентная защита инновации
Одним из важнейших фактором, влияющих на уровень рентабельности инновации при ее реализации является разработка и реализация программы по маркетингу. В такой программе используется оценка влияния инновации на реализацию целей фирмы. По оценкам американских специалистов в области экономики из общего количества инноваций, появившихся на рынке, вероятность успеха не превышает 74%.