Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ
Ступени | Сущность | Примеры |
1. Зона свободной торговли | Отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1958-1968гг. ЕАСТ с 1960г. НАФТА с 1988г. МЕРКОСУР с 1991г. |
2. Таможенный союз | Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран | ЕЭС в 1968-1986гг. МЕРКОСУР с 1996г. |
3. Общий рынок | Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки | ЕЭС в 1987 – 1992 гг. |
4. Экономический союз | Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте | ЕС с 1993г.. |
5. Политический союз | Проведение единой внешней политики | Пока примеров нет |
На каждой из ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.
В Северной Америке с 1988 г. развивается новый ²общий рынок² (НАФТА - Североамериканское соглашение о свободе торговли) в составе США, Канады и Мексики. Третьей важной зоной интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где с 1989г. Развивается «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).
Таблица 15-4
Характеристики | ЕС (с 1958г.) | НАФТА (с 1988г.) | АТЭС (с 1989г.) | |||
Число стран на начало 2000-х гг. | 25 (включая страны Балтии) | 21 (включая Россию) | ||||
Уровень интеграции | Экономический союз | Зона свободной торговли | Формирование зоны свободной торговли | |||
Распределение сил внутри блока | Полицентричность при общем лидерстве Германии | Моноцентричность (США – абсолютный лидер) | Полицентричность при общем лидерстве Японии | |||
Степень разнородности стран-участниц | Наиболее низкая | Средняя | Наиболее высокая | |||
Развитие органов наднационального управления | Система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.) | Специальных органов наднационального управления нет | Органы наднационального управления уже есть, но не играют большой роли | |||
Доля в мировом экспорте в 1997г., в % | (без стран НАФТА – 26%) | |||||
Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (Табл. 15-4).
В 2000-е гг. Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Украина объявили о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).
Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в ²третьем мире². Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.
Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях |
При оценке перспектив участия Российской Федерации в международных экономических отношениях следует принимать во внимание следующие объективные предпосылки.
1. Факторы, благоприятные для российской экономики:
- колоссальный природно-ресурсный потенциал: высокая степень обеспеченности, нередко с избытком, разнообразными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными ресурсами; огромные резервы удобных территорий;
- мощный научно-технический потенциал: высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитая база для фундаментальных исследований, возможность комплексных исследований и разработок в самых разных областях при опоре, преимущественно, на собственные силы, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР;
- весьма дешевая по сравнению с развитыми странами рабочая сила;
- географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение;
- сложившаяся ресурсная, технологическая и организационная (кооперационная) зависимость от российской экономики ряда стран третьего мира, бывшего СЭВ и особенно ²стран - осколков² СССР;
- противоречия между ²центрами силы² высокоразвитых стран, позволяющие на них ²играть².
2. Факторы, неблагоприятные для российской экономики - перечень, к сожалению, более внушителен:
- ²неналаженность², несбалансированность рыночных механизмов в перестраивающейся российской экономике; ненадежность, неполнота необходимых структур и институтов, недостаточность опыта участия в международных экономических отношениях, особенно у ²низовых² хозяйственных звеньев (предприятий, фирм), получивших самостоятельность;
- совершенно не приспособленная к требованиям современного мирового рынка структура экономики на всех уровнях, низкая производительность труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсивному типу экономики), как следствие - частая неспособность выдерживать ценовую конкуренцию несмотря на дешевизну рабочей силы; объективная необходимость расходовать огромные средства на цели структурной реконструкции при невозможности получить эти средства (как бы ²замкнутый круг²);
- низкое качество большей части рабочей силы: низкий уровень функциональной грамотности, профессиональной и трудовой этики, как следствие - частая неспособность выдерживать конкуренцию по качеству;
- оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений в невоенных отраслях, как следствие - техническая и технологическая отсталость;
- несовершенство национальной финансовой системы, слабость и неустойчивость национальной валюты;
- неэффективное государственное управление, высокий уровень некомпетентности, коррупции и произвола в государственных структурах;
- стремление крупного капитала, правящих кругов высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, наоборот, по возможности ослабить его, превратив в ²сырьевой придаток² Запада и источник дешевых, но высококачественных ²мозгов²;
- политические и националистические амбиции правящих кругов республик бывшего СССР, разрушившие многие хозяйственные связи и мешающие их восстановлению.
Разумеется, действие всех этих факторов модифицируется конкретной экономической и социальной политикой Правительства Российской Федерации.