Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС


ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ

Ступени Сущность Примеры
1. Зона свободной торговли Отмена таможенных пошлин в торговле между странами-участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1958-1968гг. ЕАСТ с 1960г. НАФТА с 1988г. МЕРКОСУР с 1991г.
2. Таможенный союз Унификация таможенных пошлин в отношении третьих стран ЕЭС в 1968-1986гг. МЕРКОСУР с 1996г.
3. Общий рынок Либерализация движения ресурсов (капиталов, рабочей силы и т.д.) между странами – участниками интеграционной группировки ЕЭС в 1987 – 1992 гг.
4. Экономический союз Координация и унификация внутриэкономической политики стран-участников, включая переход к единой валюте ЕС с 1993г..
5. Политический союз Проведение единой внешней политики Пока примеров нет

На каждой из ступеней устраняются определенные экономические барьеры (различия) между странами, вступившими в интеграционный союз. В результате в границах интеграционного блока складывается единое рыночное пространство, все страны участницы выигрывают за счет повышения эффективности деятельности фирм и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

В Северной Америке с 1988 г. развивается новый ²общий рынок² (НАФТА - Североамериканское соглашение о свободе торговли) в составе США, Канады и Мексики. Третьей важной зоной интеграционных процессов является Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где с 1989г. Развивается «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС).


Таблица 15-4

Характеристики ЕС (с 1958г.) НАФТА (с 1988г.) АТЭС (с 1989г.)  
Число стран на начало 2000-х гг. 25 (включая страны Балтии) 21 (включая Россию)
Уровень интеграции Экономический союз Зона свободной торговли Формирование зоны свободной торговли
Распределение сил внутри блока Полицентричность при общем лидерстве Германии Моноцентричность (США – абсолютный лидер) Полицентричность при общем лидерстве Японии
Степень разнородности стран-участниц Наиболее низкая Средняя Наиболее высокая
Развитие органов наднационального управления Система органов наднационального управления (Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент и др.) Специальных органов наднационального управления нет Органы наднационального управления уже есть, но не играют большой роли
Доля в мировом экспорте в 1997г., в % (без стран НАФТА – 26%)
             

Между крупнейшими современными региональными экономическими блоками развитых стран – ЕС, НАФТА и АТЭС – есть существенные различия (Табл. 15-4).

В 2000-е гг. Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Украина объявили о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).


Большое число (более 30) интеграционных группировок существует в ²третьем мире². Однако эти экономические союзы характеризуются низким уровнем развития и неустойчивостью большинства из них.

Перспективы участия Российской Федерации в международных экономических отношениях

При оценке перспектив участия Российской Федерации в международных экономических отношениях следует принимать во внимание следующие объективные предпосылки.

1. Факторы, благоприятные для российской экономики:

- колоссальный природно-ресурсный потенциал: высокая степень обеспеченности, нередко с избытком, разнообразными топливно-энергетическими, минерально-сырьевыми, водными, лесными ресурсами; огромные резервы удобных территорий;

- мощный научно-технический потенциал: высококвалифицированные научные и инженерные кадры, развитая база для фундаментальных исследований, возможность комплексных исследований и разработок в самых разных областях при опоре, преимущественно, на собственные силы, накопленный опыт, приоритет на многих ключевых направлениях НИОКР;

- весьма дешевая по сравнению с развитыми странами рабочая сила;

- географическая близость к ключевым регионам современного мира: Азиатско-Тихоокеанскому региону и Европе, выгодное транзитное положение;

- сложившаяся ресурсная, технологическая и организационная (кооперационная) зависимость от российской экономики ряда стран третьего мира, бывшего СЭВ и особенно ²стран - осколков² СССР;

- противоречия между ²центрами силы² высокоразвитых стран, позволяющие на них ²играть².

2. Факторы, неблагоприятные для российской экономики - перечень, к сожалению, более внушителен:

- ²неналаженность², несбалансированность рыночных механизмов в перестраивающейся российской экономике; ненадежность, неполнота необходимых структур и институтов, недостаточность опыта участия в международных экономических отношениях, особенно у ²низовых² хозяйственных звеньев (предприятий, фирм), получивших самостоятельность;

- совершенно не приспособленная к требованиям современного мирового рынка структура экономики на всех уровнях, низкая производительность труда и высокая энерго- и материалоемкость во всех отраслях (что соответствует экстенсивному типу экономики), как следствие - частая неспособность выдерживать ценовую конкуренцию несмотря на дешевизну рабочей силы; объективная необходимость расходовать огромные средства на цели структурной реконструкции при невозможности получить эти средства (как бы ²замкнутый круг²);

- низкое качество большей части рабочей силы: низкий уровень функциональной грамотности, профессиональной и трудовой этики, как следствие - частая неспособность выдерживать конкуренцию по качеству;

- оторванность научно-технической базы от производства, низкие темпы распространения нововведений в невоенных отраслях, как следствие - техническая и технологическая отсталость;

- несовершенство национальной финансовой системы, слабость и неустойчивость национальной валюты;

- неэффективное государственное управление, высокий уровень некомпетентности, коррупции и произвола в государственных структурах;

- стремление крупного капитала, правящих кругов высокоразвитых стран не допустить усиления потенциального конкурента, наоборот, по возможности ослабить его, превратив в ²сырьевой придаток² Запада и источник дешевых, но высококачественных ²мозгов²;

- политические и националистические амбиции правящих кругов республик бывшего СССР, разрушившие многие хозяйственные связи и мешающие их восстановлению.

Разумеется, действие всех этих факторов модифицируется конкретной экономической и социальной политикой Правительства Российской Федерации.