Теоретико-практические методы


1. Метод наблюдения применительно к лексико- фразеологической работе выполняется приемом выписывания форм из текста и приемом классификаций, предложенных в числе других Л.П. Федоренко [182, с.111].

Прием выписывания заданных форм из текста представляет собой следующее: учитель предлагает ученикам выписать из текста устойчивые сочетания.

· Прочитайте стихотворение. Выпишите из него фразеологизмы и объясните их смысл.

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь

Ежатки - детки хоть куда,

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах. [174, с.105]

 

Прием классификаций - это языковая работа, состоящая в том, что учащиеся выписывают из текстов фразеологизмы в заданной последовательности или распределяют их в 2-3 колонки.

· Укажите сначала фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и, наконец, со значением “быстро”. Выпишите их в три колонки.

Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.

 

Можно предложить учащимся задание на классификацию фразеологизмов по различным признакам. Например, назвать фразеологизмы, связанные с конем, медведем, белкой и т.п. Или записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога.

Интересным и полезным видом фразеологической работы является составление учащимися индивидуальных тематических словариков, в которые можно записывать пословицы и поговорки на темы нравственного характера. Приведем материал для этого словарика.

 

· Труд

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Глаза страшатся, а руки делают.

Не место красит человека, а человек место.

Терпение и труд все перетрут.

Лень

Под лежачий камень вода не течет.

Белые ручки чужие труды любят.

Глуп да ленив - одно дважды делает.

Труд человека кормит, а лень портит.

 

2. Реконструирование - это видоизменение текста. Здесь можно использовать следующие упражнения: распространение предложения данными фразеологизмами, замена свободных словосочетаний фразеологизмами, замена фразеологизмов в авторской речи свободными словосочетаниями, сравнение двух текстов (авторского и своего).

· Распространите каждое предложение одним из данных в правом столбике выражений.

ни свет ни заря

Начался сев. Тракторы идут засучив рукава.

Весь день колхозники работают. чуть свет

Трудятся с ними и их дети. друг за другом

плечом к плечу

не покладая рук

 

Озаглавьте рассказ, используя пословицу.

 

· Замените подчеркнутые свободные словосочетания фразеологизмами, данными в словах для справок.

Он все умеет делать. Мы занимаемся пустым делом. В детстве отец не давал мне своевольничать. И пошел он сам не зная куда. Он работает очень плохо. Мать меня очень любит.

Слова для справок: держал в ежовых рукавицах, спустя рукава, мастер на все руки, во мне души не чает, переливаем из пустого в порожнее, куда глаза глядят.

 

При чтении “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина дети встречаются со следующими устойчивыми выражениями: нет уж и следа, на чем свет стоит, белены объелась, бог с тобой, так и быть, быть на посылках. В сказке рождается новый фразеологизм - Остаться у разбитого корыта. Фразеологизмы комментируются по ходу чтения: а землянки нет уж и следа - землянка пропала; на чем свет стоит мужа ругает - ругает сильно и т.д.

· Замените фразеологизмы, используемые А.С.Пушкиным, свободными сочетаниями и посмотрите, как меняется текст.

Это упражнение помогает детям понять роль фразеологических средств в тексте, то, что фразеологизм не только выражает смысл, но и содержит в себе богатство эмоциональных оттенков.

3. Конструирование текста. “В процессе “конструирования” дети учатся объединять части в целое, строить из отдельных языковых форм предложения, фразы, связные тексты” [131, с.50]. Можно предложить задание на подбор синонимов (лексических или фразеологических). Кроме того, учащимся может быть предложен деформированный текст для его “редактирования”. Приведем примеры таких упражнений.

· К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа:

золотые руки с глазу на глаз

закрывать глаза смотреть сквозь пальцы

плечом к плечу мастер на все руки

одним словом лодыря гонять

бить баклуши кот наплакал

один на один бок о бок

капля в море короче говоря

 

· Заменить фразеологические обороты словами - синонимами.

В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости.

(Ответы: медленно, близко, грустить, мало, много, худой)

 

На более поздних этапах закрепления фразеологизмов и активизации их в речи можно предложить для “редактирования” текст, в котором фразеологические единицы искажены.

· Петя хотел “блеснуть” знанием устойчивых выражений. Вот что у него получилось.

Мой друг Леня - алмазный человек. Он всем помогает. Мы с ним часто вместе готовим домашнее задание. Он живет в пяти шагах от моего дома. Когда я получаю хорошую отметку, он на десятом небе. Трудно рассказать о хорошем человеке в трех словах.

Найдите выражения, которые исказил Петя, и исправьте их.