Анализ выполнения плана продукции, оценка его динамики.


Тема 5. Анализ производства и реализации продукции.

1. Задачи анализа и источники информации.

2. Анализ выполнения плана продукции, оценка его динамики.

3. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции.

4. Анализ выполнения плана по структуре продукции.

5. Анализ ритмичности выпуска продукции.

6. Анализ качества продукции.

7. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

8. Анализ резервов роста объема и реализации продукции.

 

1. Задачи анализа и источники информации.

Анализ деятельности предприятия начинается с изучения объема производства, темпа роста его, выполнения плана производства и реализации. Такая последовательность обусловлена тем, что от объема, состава, структуры и качества выпускаемой продукции зависит ее реализация и остальные показатели такие, как себестоимость, прибыль, рентабельности, финансовое состояние и т.д.

Главными задачами анализа являются:

1. Анализ выполнения плана по производству продукции, оценка его динамики.

2. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции.

3. Анализ выполнения плана по структуре продукции.

4. Анализ ритмичности выпуска продукции.

5. Анализ качества продукции.

6. Анализ реализации продукции и выполнения договорных обязательств.

7. Анализ резервов роста объема и реализации продукции.

Основными источниками информации для анализа являются отчет предприятия о продукции (форма N1П), планы производства, журнал-ордер N11, ведомость N16, данные аналитического и синтетического учета.

 

Для получения данных об объеме готовой продукции применяют различные измерители. Наиболее точно объем отражается натуральными единицами измерения. Но такой оценки подлежит только однородная, однокачественная продукция при одинаковых условиях производства.

Стоимостные измерители обеспечивают получение обобщающих данных о выпускаемой продукции.

На практике товарная продукция оценивается в действующих ценах предприятия, плановых, фактических и сопоставимых.

Анализ начинается с определения процента выполнения плана и абсолютных отклонений по объему производства. Также изучается динамика производства, которую характеризуют абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение 1% прироста.

 

3. Анализ выполнения плана по ассортименту продукции.

В плане производства продукции установлены задания по производству важнейших видов продукции в натуральном выражении, то есть указана номенклатура. Это укрупненный перечень наименований изделий, по которым предприятия отчитывается перед статистическими организациями в форме N1П.

Ассортимент продукции – это дальнейшая детализация по наименованиям, видам, размерам, маркам и т.д.

Различают ассортимент:

· Полный – перечень всех видов и разновидностей продукции

· Групповой – объединяет изделия по различным признакам.

· Подгрупповой.

Необходимость планирования ассортимента вызвана тем, что потребитель требует не продукцию вообще, а строго определенные товары по их размерам, маркам и т.д.

Чтобы определить выполнение плана по ассортименту, необходимо найти отношение суммарной фактической стоимости в пределах плана к суммарному плану.

Фактический выпуск в пределах плана определяется следующим образом: сравнивают фактический с плановым и из них берут меньшее, изделия, выпущенные сверх плана в расчет не принимаются.

План по ассортименту считается выполненным, когда он выполнен по всем видам изделия.

Нарушение ассортимента оказывает влияние на структуру, среднюю стоимость, рентабельность выпускаемой продукции.

 

 

ПРИМЕР. Определить выполнение плана по объему и ассортименту продукции.

Вид продукции План, ден.ед. Факт, ден.ед. Фактический выпуск в пределах плана
А
Б
С
Д
ИТОГО

Выполнение плана по объему =,

Выполнение плана ассортименту =.

ВЫВОД: Несмотря на то, что план по объему недовыполнен только на 3%, план по ассортименту не выполнен на 6%. Это вызвано невыполнением плана по изделиям А и Д.