Счета бухгалтерского учета


В течение отчетного периода необходимо вести текущий учет, т.е. фиксировать результаты всех производимых операций. Для этого в бухгалтерском учете принята система счетов.

Отдельный счет вводится для каждого вида хозяйственных средств (активов) и каждого капитала и обязательства (пассивов). Счета, соответствующие видам активов, называются активными. Счета, соответствующие видам пассивов, – пассивными.

Систематизированный перечень всех счетов по экономическим признакам представляет собой план счетов (утвержден приказом Минфина РФ от 31.10.00 г. № 94н. (Приложение 1). В плане счетов счета подразделяются на балансовые и забалансовые. Каждый счет имеет свой номер и название. Балансовые счета имеют двухзначную нумерацию (например, счет “Основные средства” – 01). Многие счета имеют свою внутреннюю группировку, которая называется субсчетом (например, пенсионный фонд – 69/2) .

После всех разделов выделены забалансовые счета. Забалансовые счета имеют трехзначную нумерацию (например, счет “Арендованные основные средства” – 001). К забалансовым счетам сущность двойной записи не применяется (например, если поступили товары на хранение – Д002, если товар отправлен – К002, эти товары на баланс не ставятся). Теория двойной записи будет рассмотрена в пункте 1.6.

Балансовые счета учитывают наличие и движение имущества и обязательств организации.

Забалансовые счета учитывают имущество, не принадлежащее организации, но находящееся у нее временно (001 «Арендованные основные средства»), условные права и обязательства (008 «Обеспечение обязательств и платежей полученных»), а также контролируют отдельные хозяйственные операции
(004 «Товары принятые на комиссию»).

В плане счетов предусмотрены места для вновь введенных счетов.

 

Классификация счетов

по связи с балансом

 

балансовые забалансовые

 

активные пассивные активно-пассивные

 

с односторонним с двухсторонним

сальдо сальдо (развернутое)

Бухгалтерский счет представляет собой отдельную таблицу, разделенную на две части; левая называется дебетом (“должен”), правая – кредитом (“верю”).

 

Д № Название счета К
   
   
       

 

Итак, счет имеет три главные части:

1) наименование и номер счета;

2) сторона дебета;

3) сторона кредита.

 

Прежде чем конкретно рассмотреть счета, остановимся на некоторых понятиях.

Сальдо (С-до) – это остаток по счетам на начало (С-дон) или на конец
(С-док) отчетного периода. Оборот (Об) – это итог сумм по счету за определенный период времени. Его подсчитывают по дебету (Обд) и кредиту (Обк) счета. Те суммы, которые записаны за отчетный период по дебету, складываются и получается оборот по дебету. Суммы, отраженные за отчетный период по кредиту, дают оборот по кредиту. При подсчете оборотов сальдо начальное не учитывают.

Учетный процесс ведения счетов включает ряд процедур: открытие счетов, записи в них хозяйственных операций, закрытие счетов. Эти процедуры осуществляются по определенным правилам, которыенеобходимо выучить наизусть.