Психогенетика


Конспект лекции по курсу

Психогенетика и психология одаренности

 

      Выполнил студент 2 курса магистратуры дневного отделения Чувашев Игорь Вячеславович  
  Руководитель Старший преподаватель кафедры психофизики и психофизиологии Гизуллина Анна Владимировна  

 

Екатеринбург 2012

I. Вводная часть

 

В середине 19 века (1869 году) англичанин Фрэнсис Гальтон написал книгу «Наследственный гений». Гальтон, надо сказать, внес немалый вклад в психогенетику. Стоит только упомянуть, что он, например, изобрел близнецовый метод. Итак, Гальтону пришла мысль исследовать изменчивость и наследственность психологических признаков, способностей у человека. Применив статистические методы, он заметил, что признаки, в том числе и способности, распределяются в популяции нормально. Более того, изучив генеалогию одаренных, выдающихся людей, он приходит к заключению, что среди их родственников % одаренных, талантливых людей был выше среднего. Всё это натолкнуло его на мысль, что гениальность, одаренность, талант имеют под собой основанием наследственность.

А далее Гальтон делает очень страшный и драматический шаг (догадается ли аудитория). Он приходит к мысли о том, что можно улучшать наследственные качества будущих поколений. Т.е. производить отбор, селекцию разных признаков. А, следовательно, (давайте сделаем последний шаг) и отбор людей. Такие идеи известны под общим названием евгеника. Этот термин введен Гальтоном. И первоначально он применял его к селекции видов у растений. В 1904 году он уже называет евгенику «наукой, занимающейся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». Однако, здесь важно подчеркнуть, что сам Гальтон представлял как бы позитивное течение евгеники, т.е. отбор не через блокирование плохих наследственных качеств, но через поощрение талантливых, одаренных детей к большему наследству.

К сожалению, евгеника вылилась в весьма уродливые и негуманистичные формы. Так, в США во многих штатах ввели программы стерилизации алкологиков, бродяг.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.»

В 20 веке такие программы осуществлялись в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Швейцарии. Своего апогея евгеника достигла в нацистской Германии, где, как известно неполноценными признавались не только отдельные неблагополучные люди, но даже целые национальности. Принудительной стерилизации подлежали евреи, цыгане, уроды, душевно больные, гомосексуалисты и коммунисты. Но в скором времени, нацисты решили, что мало их стерилизовать, а наиболее сообразным будет их полное физическое уничтожение.

Евгенические идеи существуют до сих пор, как в извращенных формах, вроде национализма или мыслей о идеальных социальных обществах, так и в формах полезных: например, в виде медико-генетических консультаций, института усыновления, суррогатного материнства а также генетического отбора подходящих зигот, не несущих патологичных признаков.

 


II. Одаренность. Общие теоретические положения.