Тема 1.10. Факторы, влияющие на развитие личности.


1. Факторы, влияющие на развитие личности.

2. Взаимосвязь развития и воспитания.

 

1.

Факторы, влияющие на развитие личности.

Выделяют две группы факторов влияющих на развитие личности:

1 группа:

Ø Внешние – средовые влияния и воспитание

Ø Внутренние – природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних факторов.

2 группа:

Ø Биологические:

- наследственность

- период внутриутробного развития и первые месяцы жизни

- забота о собственном здоровье

- индивидуальные свойства нервной системы

- особенности органов чувств, артикуляционного аппарата.

Ø Социальные:

- социальное положение в обществе

- общественные отношения: труд, наука, искусство, спорт, литература, семья, быт, школа,

- обучение и воспитание.

Результатом взаимодействия этих двух видов факторов является развитие и формирование личности.

Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование также выступает как результат развития личности и означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.

 

 

2.

Взаимосвязь развития и воспитания.

 

Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности, а важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом. Воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний идущих от среды, играя при этом ведущую роль, как в использовании благоприятных социальных условий, имеющихся в обществе, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.

Главное, что характеризует результаты воспитания – это обеспечение общественного развития человека, формирование его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов.

Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.

Персонификация воспитания – сложнейший и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующий целостный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления).