Тема 1.10. Факторы, влияющие на развитие личности.
1. Факторы, влияющие на развитие личности.
2. Взаимосвязь развития и воспитания.
1.
Факторы, влияющие на развитие личности.
Выделяют две группы факторов влияющих на развитие личности:
1 группа:
Ø Внешние – средовые влияния и воспитание
Ø Внутренние – природные склонности и влечения, вся совокупность чувств и переживаний человека, которые возникают под влиянием внешних факторов.
2 группа:
Ø Биологические:
- наследственность
- период внутриутробного развития и первые месяцы жизни
- забота о собственном здоровье
- индивидуальные свойства нервной системы
- особенности органов чувств, артикуляционного аппарата.
Ø Социальные:
- социальное положение в обществе
- общественные отношения: труд, наука, искусство, спорт, литература, семья, быт, школа,
- обучение и воспитание.
Результатом взаимодействия этих двух видов факторов является развитие и формирование личности.
Под развитием следует понимать взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.
Формирование также выступает как результат развития личности и означает ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.
Воспитание традиционно определяется как специально организованное педагогическое воздействие на развивающуюся личность с целью формирования у нее определяемых обществом социальных свойств и качеств.
2.
Взаимосвязь развития и воспитания.
Воспитание оказывает большое влияние на развитие человека и формирование его личности, а важнейшую роль в воспитании человека играет целенаправленная деятельность всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом. Воспитание находится в тесном взаимодействии со всеми видами влияний идущих от среды, играя при этом ведущую роль, как в использовании благоприятных социальных условий, имеющихся в обществе, так и в устранении или ослаблении влияния неблагоприятных воздействий, идущих в отдельных случаях от семьи или ближайшего окружения вне школы.
Главное, что характеризует результаты воспитания – это обеспечение общественного развития человека, формирование его личности, развитие у него духовных потребностей и интересов.
Воспитание играет решающую роль в развитии личности только при условии, если оно оказывает положительное влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работе над собой.
Персонификация воспитания – сложнейший и противоречивый процесс взаимодействия информационного содержания социализирующих и регулирующих поведение личности факторов с различными типами сознательно-психических и идеологических процессов, свойств и отношений, образующий целостный модус человека (потребности, интересы, убеждения, оценочные критерии, стремления).