Нивелирование по трассе


Построение профиля и проектирование по профилю

Обработка журнала нивелирования

Нивелирование по трассе

Лекция № 2

Для получения высот всех пикетов трассы выполняется геометрическое нивелирование способом из середины. Его суть заключается в том, что нивелир устанавливается между задней и передней рейками (необязательно посередине) рис. 9.

 

Рис. 9

 

 

Снимаются отсчеты по черной аr и красной акр сторонам задней рейки. Такие же отсчеты вr и вкр снимаются по передней рейке.

Для контроля снятия отсчетов находятся нуль рейки по красной стороне как разница между черным и красным отсчетами. Эту разность еще называют пяткой рейки. Разность значений пятки рейки не должна превышать 5 мм.

Превышения определяется также дважды:

Расхождение значений превышения полученных по обеим сторонам рейки не должно превышать 5 мм. Если оно допустимо, то вычисляется среднее превышение

Обычно нивелир устанавливается между двумя пикетами. Такая установка называется станцией. При переходе на следующую станцию тот пикет, на котором стояла передняя рейка, становится уже задним. Его называют связующе точкой. Если при большой крутизне склонов местности нельзя взять отсчеты по рейкам, то выбираются иксовые точки. С помощью этих точек превышение между пикетами определяется из двух станций (рис. 10).

Рис. 10

Иксовые точки закрепляются жесткими и устойчивыми предметами, обеспечивающими однозначную установку рейки. Это могут быть колышки, штыри, камни и др.

Кроме связующих точек, которыми в основном являются пикеты, нивелируются и плюсовые точки, которые еще называются промежуточными. Отсчеты на них снимаются лишь по черной стороне рейки. Отсчеты на связующие точки записываются в градусах журнала нивелирования соответственно «задняя» и «передняя». Отсчеты на плюсовые точки записывают в графу «промежуточные».