Анализ современного состояния рынка мировых телекоммуникаций


Перспективы развития телекоммуникаций

Лекция 7

Ключевым фактором, оказавшим огромное влияние на мировые телекоммуникации, является либерализация, т.е. ослабление или полная отмена государственного контроля над деятельностью предприятий. Либерализация и дерегулирование в телекоммуникационном секторе во второй половине 90-х гг. определили переход от монопольной структуры рынка к конкурентной среде и привели к появлению большого числа новых операторов, росту числа компаний-производителей оборудования, обострению конкуренции развитию новых услуг.

Кроме того, процессы в инфокоммуникациях характеризуются эволюцией сетей, услуг и терминального оборудования. Это связано с одной стороны с прогрессом в ключевых технологиях, а с другой – новыми требованиями и растущими ожиданиями пользователей. Основными тенденциями развития телекоммуникаций в последние годы былицифровизация сетей связи, взрывной рост сетей Internet и мобильных сетей связи, развитие всех форм электронного бизнеса. В телекоммуникации направлялись огромные объемы инвестиций, акции телекоммуникационных компаний были наиболее востребованы на мировых финансовых биржах.

Но в начале 21 века многое изменилось. Доходы операторов связи и производителей оборудования резко упали, уменьшились капиталовложения в отрасль, существенно увеличились долги компаний. Наступивший кризис привел к банкротству многих компаний, в первую очередь работавших на Internet-рынке. Большинство оставшихся на рынке производителей были вынуждены реструктуризировать свой бизнес, увольняя сотрудников, закрывая подразделения и продавая часть своего бизнеса. Вследствие этого замедлился рост в таких областях, как Internet, электронная торговля и мобильные сети. Среди причин, породивших кризис можно назвать неоправданные прогнозы быстрого роста трафика Internet, опираясь на которые многие компании-операторы развернули волоконно-оптические сети, пропускная способность которых на сегодняшний момент используется на 2-3 %. Это привело к замораживанию большого объема капитальных вложений и образованию крупных долгов операторов. Кроме того, электронный бизнес не развивался так быстро, как это ожидалось. Другим фактором, вызвавшим кризис, является покупка европейскими операторами лицензий на развертывание мобильных рублей 3-го поколения (3G). Европейские компании заплатили в течение последних лет более 200 млрд.долл. за лицензии, но сети до сих пор не построены, что также привело к значительным долгам компаний-операторов. Сюда же можно отнести окончание эйфории, связанной с ростом спроса на мобильную телефонию. Сейчас, когда в мировом масштабе число мобильных телефонов сравнялось с числом владельцев обычных телефонов, т.е. в развитых странах практически у каждого есть сотовый телефон, операторы связи ищут новые направления продажи дополнительных услуг и новых телефонов. Кроме того, среди дестабилизировавших факторов можно назвать конвертацию европейских валют в Евро и «проблему 2000».

Кризис в среде операторских компаний.Чрезмерные инвестиции в сектор информации и связи были порождены, во-первых, бумом больших успехов ряда компаний в конце 90-х гг., а во-вторых, неверными прогнозами спроса, сделанными аналитиками рынка. Неоправданно высокие инвестиции привели к росту долгов операторских компаний. Суммарная задолженность операторов выросла с 346 млрд.долл. в 1999 г. до 540 млрд.долл в 2000 г. и 570 млрд.долл. в 2002 г. Операторы пытаются снизить объемы долгов, но согласно оценкам, даже в 2005 г. чистая задолженность все еще будет выше, чем в 1999 г. В основном, долги операторов сформировались из затрат на лицензии и инвестиции в сети UMTS поколения 3G (Европа) и развитие сетей и услуг Internet (Америка). А затем факторы, обусловившие беспрецендентный рост инвестиций, внезапно перестали действовать и привели к потерям от снижения рыночной стоимости капитала, связанным с несостоятельностью многих новых проектов. Начиная с 2000 г. наблюдалось резкое падение величины инвестиций в операторские компании, а именно уменьшение затрат на развитие и модернизацию сетей – строительство новых линий и станций, замену устаревшего оборудования. Это, в свою очердь привело к кризусу производителей оборудования.

Кризис компаний-производителей оборудования.Спад экономической активности на телекоммуникационном рынке в 2001 г. характеризуется не только снижением активности операторов, но и уменьшением объемов продаж телекоммуникационного оборудования. В период 1990-1994 гг. европейские компании-производители оборудования производили реструктуризацию. Затем в 1995-2000 гг. имел место ускоренный рост объема продаж оборудования (от 11 до 20% в год). Но в 2001 г. наблюдался спад объема продаж на 20% и в 2002 г. имела место определенная стабилизация ситуации.

Спад спроса на телекоммуникационное оборудование в первую очередь обусловлен уменьшением покупательной способности переживающих кризис компаний-операторов, являющихся основными клиентами компаний-производителей.

В корпоративном бизнесе (организации, имеющие или проектирующие собственные телекоммуникационные сети) дополнительным отрицательным фактором послужил всплеск инвестиций в связи с «Проблемой 2000».