Ценности жизни - их становление, императивность и относительность


С точки зрения современной социальной антропологии ценности не имеют объективного существования. Сами по себе объекты и явления не обладают ценностным статусом; этот статус им придается выбором человека (не путать с материальными ценностями, стоимость которых существует для упорядочения материально-трудовых отношений людей в социуме). Понятие «ценность» рассматривается только как положительное отношение человека к феноменам (объектам и явлениям) своего бытия. Через построения в своем внутреннем духовном мире человек создает собственное отношение к внешним и внутренним условиям существования, выражает в виде мыслей, жестов, слов, поступков степень значимости окружающих условий для себя и в результате формирует индивидуальный набор ценностей жизни. Понятие «ценность» имеет только социальную обусловленность, так как возникает на стыке отношений индивидуумов в системе своего сообщества.

Соответственно различают два основных уровня жизненных ценностей: индивидуальные и общественные. Среди последних традиционно выделяют а) групповые; в) национальные; г) этнические; д) общечеловеческие.

С точки зрения современной антропологии ценностные качества жизни – это внутренняя потребность индивидуума в ощущении комфортности и надежности своего бытия, то есть в ощущении фиксированной стабильности в окружающем мире, которое возникает в виде привязок (привязанностей) к определенным лицам, явлениям, вещам, идеям у человека, находящегося на определенной стадии своего развития,.

Шкала ценностных качеств жизни – устойчивое положительное отношение индивидуума и сообщества к определенному набору бытийных идей, явлений, ситуаций, объектов (любых, сущностных и не очень; в зависимости от уровня развития внутреннего духовного мира субъектов) [8]. Шкала жизненных ценностей имеет относительную устойчивость во времени и сообществеи отражает динамикуизменений основных характеристик людей - носителей данных ценностей.

В историческом процессе одного и того же длительно существующего сообщества фиксировалась закономерная смена ценностных приоритетов – этот процесс объяснялся сменой поколений индивидуумов. В разных сообществах, исторически существовавших в одном временном периоде, фиксировалось закономерное отличие ценностных приоритетов – этот факт объяснялся разными условиями жизни сообществ. У разных индивидуумов, живших в разные исторические эпохи и в разных по общественному строю государствах, фиксировалось сходное отношение к явлениям и объектам и одинаковая оценка этих явлений и объектов. В последнем примере вариант относительной устойчивости шкалы жизненных ценностей у индивидуумов, живших в разные исторические эпохи, показывает, что роль и значимость внешней обусловленности устоявшихся ценностей (смена многих поколений; разные условия жизни сообществ) менее значительна по сравнению с внутренней обусловленностью жизненных приоритетов человека, и индивидуальность их формирования силами внутреннего духовного мира выходит на первый план.

Таким образом, к основной структуре, формирующей индивидуальную шкалу жизненных ценностей, относится внутренний духовный мир человека, а к основному механизму смены ценностных качеств жизни в процессе антропогенеза - саморазвитие сознания как материи (Шаронов В.В, 1997).

Основное свойство жизненных ценностей – их социальность, так как проявление индивидуальных и общих приоритетных предпочтений возможно только при наличии общения субъектов. В любом сообществе возникают условия положительного и отрицательного влияния ценностей жизни на развитие индивидуума, его жизненного пути и степень его адаптивности в социуме. Ценности жизни, принятые в конкретном сообществе, становятся практически обязательными для новых индивидуумов, включаемых в это сообщество. Возникает внешняя императивность ценностей, что повышает требования к адаптивной пластичности человека. При этом важно, чтобы эта общественная система ценностей совместилась с индивидуальной системой ценностей и стала внутренней потребностью новых индивидуумов, так как этот вариант является оптимальным для развития человека и адаптации его в конкретной популяции. В этом случае общественная ценностная система будет прямо или косвенно, но всегда положительно влиять на жизнь индивидуума в данном сообществе (семья, друзья, одноклассники, сокурсники, сотрудники, земляки, т.д.). В случае неприятия общественной системы ценностей индивидуум будет постоянно испытывать их отрицательное влияние, так как его собственные убеждения (система индивидуальных ценностей) побуждают его действовать вопреки традиционным представлениям (ценностям). Адаптационные процессы физического и социального уровней будут длительно функционировать с чрезмерным напряжением, и только при наличии большого объема психоэмоциональных и физиологических ресурсов адаптационный процесс не нарушится в связи с переходом в стадию истощения организма. Всегда реальна возможность компромисса в связи с относительностью ценностей жизни индивидуума при условии понимания, что не существует абсолютных понятий, явлений, объектов. Компромисс и/или смена системы ценностей адаптационно по разному проходят у индивидуумов с разными нервно-конституциональными типами. Главное условие - в сохранении гармоничного соотношения общих ценностей и индивидуального жизненного пути субъектов общества.

Выбор ценностей – всегда индивидуален. В любом случае общие ценности не могут отменить главного – индивидуальности жизненного пути субъекта общества [8]. Индивидуальность обладания и проявления ценностных качеств есть аксиома, концептуально субъект всегда проявляет только собственные убеждения и позиции (даже при наличии юридических прав представлять другое лицо).

Современная социальная антропология выделяет условия положительного и отрицательного влияния ценностных качеств жизнина процесс антропосоциогенеза – на развитие общественных отношений в различных сферах человеческой деятельности. При полном отсутствии смены традиционных ценностей формируется общественный стаз с перспективой дегенерации общества; при беспрерывной смене ценностей возникает дестабилизация, анархия и невозможность осуществления элементарных процессов организации направленного развития общества. Гармония социального развития – посредине.

Классификация ценностных качеств внутреннего духовного мира человека

Социальная обусловленность качественных характеристик внутреннего духовного мира человека особенно наглядно проявляется при их общей систематизации и анализе количественного соотношения в характеристиках индивидуумов .

1. Ценности переживания – качества для восприятия состояния и красоты естественной природы и человеческих творений: способности видеть необычное, замечать изменения, удивляться, радоваться.

2. Ценности общения – качества для отношений человека с человеком: сочувствие, человечность, уважение к другому, дружба, любовь.

3.Ценности созидания – качества для реализации продуктивных творческих актов: (трудолюбие, усердие, старательность, прилежность, аккуратность.

4. Ценности отношения к себе, преодоления себя – качества для изменения своего отношения к ситуации (рассудительность, самокритичность, понимание неоднозначности существующего бытия).

Подразделение ценностных качеств внутреннего духовного мира человека на отдельные группы условно, так как все качества взаимно дополняют друг друга и не функционируют самостоятельно. Создание классификации предполагает её методологическое использование для анализа индивидуальных характеристик индивидуумов [8]. В зависимости от преобладающей группы свойств возможна оценка нервно-конституционального типа человека: художественный тип; эмоциональный тип; рациональный тип; коммуникабельный тип.

Наиболее интересна с позиций современной антропологии четвертая группа ценностей – ценности познания себя, осознание своего места и роли в биосфере, Вселенной, Универсуме и преодоление в себе отрицания ценностей других индивидуумов. Появление в структуре сознания человека категории ценностей преодоления себя является признаком начала трансформации сознания и его перехода от уровня общего эмоционально-волевого к уровню рефлексивного интеллектуально-познавательного сознания. Следовательно, группа ценностей познания и преодоления себя является наиболее антропогенетической среди четырех групп ценностных качеств внутреннего духовного мира человека, так как отражает активность динамики эволюции сознания человека и соответственно активность процесса антропогенеза.