Вопрос № 32. Понятие и определение законности


Вопрос № 31. Правосознание и правовая культура. Правовое воспитание

Вопрос № 30. Индивидуальное правосознание: понятие и структура

 

См. вопрос № 29

 

 

 

Правовая культура = развитие правосознания + правомерное поведение

Государство заинтересовано в поднятии правовой культуры.

 

Формирование правосознания – процесс объективный, который складывается из целого ряда составляющих, не зависящих от субъекта (система права, законодательство, правоприменительная практика, микросреда).

 

Правовое воспитание – процесс формирования качеств в правовой сфере (понимается и как объективный, и как субъективный процесс).

В субъективном смысле – целенаправленный процесс передачи какого-либо отношения.

Процесс правового воспитания – воздействие на отношение к праву, на правовую установку.

Правовое воспитание неразрывно связано правовым обучением

 

Правовое обучение направлено на формирование знания права.

В процессе правового обучения происходит и правовое воспитание. Воспитание тесно связано со знаниями.

Критерий эффективности – поведение в правовой среде.

 

Государство уделяет большое внимание этим вопросам.

Направленность и масштаб правового обучения и правового воспитания зависит от режима государства и его политики.

Законность должна быть основана на высоком правосознании и правовой активности.

 

Мероприятия государства по развитию правосознания:

- НПА, связанные со школами, техникумами и вузами.

«Основы знаний о гос-ве и праве» - в школах

«Основы правоведения» - в техникумах

«Основы права» - в вузах

- Система правового обучения и воспитания в институтах повышения квалификации

 

 

 

Законность – важнейшая цель общества в правовой сфере.

Законность –

- метод руководства гос-ва обществом

- строгое неукоснительное соблюдение законов, иных НПА всеми государственными, общественными, кооперативными и иными (частными) предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами, основанное на развитом правосознании и правовой активности всех названных субъектов законности.

 

Должностные лица – группа людей, чьи действия наиболее остро затрагивают интересы граждан.

 

Краткий исторический экскурс:

а) В России до 1917 года все определялось своеобразием формы правления. «Православие, самодержавие и народность».

«Свод законов Российской Империи»

б) С 1917 г. отношение к законности неоднозначно.

Ленин подходил с чисто марксистских позиций. Связано с диктатурой пролетариата – власть, не связанная никакими законами, опирающаяся на насилие. Террористический подход.

в) Переход к революционной (социалистической) законности. Декрет о суде № 1.

Революционные суда должны базироваться на 3 основаниях:

- прежние законы (царь + Временное прав-во)

- новые революционные законы (декреты и постановления советской власти)

- революционное правосознание

Все больше и больше НПА, где провозглашается жесткая социалистическая законность.

Идея правового гос-ва (Алексеев)

г) В условиях рыночной экономики, где свобода личности определяется собственностью, важно укрепление законности:

- правосознание

- повышение активности населения (необходим высокий уровень правовой активности).

 

Принципы законности:

1. Верховенство закона – центральная роль отводится закону. Законы принимаются с соблюдением сложной процедуры.

2. Единообразие понимания и применения закона на территории все й страны (принцип единства).

3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Закон консервативен, фиксирует ситуацию на настоящий момент. Понятие целесообразности неоднозначно. Нельзя пренебрегать правовыми нормами в угоду частным интересам.

4. Борьба с правонарушениями (в советское время – искоренение преступности в стране). Ликвидация нереальна.

5. Недопустимость противопоставления интересов личности и государства.

 

 

Вопрос № 33. Процесс правотворчества (законотворчества)

 

Правотворчество – создание правовых актов.

Законы принимает Федеральное собрание.

 

Стадии процесса законотворчества:

1. Выяснение необходимости принятия закона

2. Законодательная инициатива – официальное предложение в законодательный орган о принятии закона.

Субъекты: депутаты, члены Совета Федерации, премьер, генпрокурор, председатели судов.

3. Разработка проекта закона – депутатская группа по подготовке законопроекта.

Рабочая группа – всякого рода специалисты и консультанты.

4. Обсуждение законопроекта.

Сначала – в комиссии (одной или нескольких). Чтений может быть несколько.

5. Принятие закона.

- Голосование в Гос. Думе (2/3 – квалифицированное большинство).

- Одобрение Советом Федерации.

6. Подписание законопроекта (президент).

2 раза может не подписывать, в 3 раз должен распустить Федеральное собрание.

7. Опубликование закона.

Дата начала действия указывается в самом законе.