Вопрос № 32. Понятие и определение законности
Вопрос № 31. Правосознание и правовая культура. Правовое воспитание
Вопрос № 30. Индивидуальное правосознание: понятие и структура
См. вопрос № 29
Правовая культура = развитие правосознания + правомерное поведение
Государство заинтересовано в поднятии правовой культуры.
Формирование правосознания – процесс объективный, который складывается из целого ряда составляющих, не зависящих от субъекта (система права, законодательство, правоприменительная практика, микросреда).
Правовое воспитание – процесс формирования качеств в правовой сфере (понимается и как объективный, и как субъективный процесс).
В субъективном смысле – целенаправленный процесс передачи какого-либо отношения.
Процесс правового воспитания – воздействие на отношение к праву, на правовую установку.
Правовое воспитание неразрывно связано правовым обучением
Правовое обучение направлено на формирование знания права.
В процессе правового обучения происходит и правовое воспитание. Воспитание тесно связано со знаниями.
Критерий эффективности – поведение в правовой среде.
Государство уделяет большое внимание этим вопросам.
Направленность и масштаб правового обучения и правового воспитания зависит от режима государства и его политики.
Законность должна быть основана на высоком правосознании и правовой активности.
Мероприятия государства по развитию правосознания:
- НПА, связанные со школами, техникумами и вузами.
«Основы знаний о гос-ве и праве» - в школах
«Основы правоведения» - в техникумах
«Основы права» - в вузах
- Система правового обучения и воспитания в институтах повышения квалификации
Законность – важнейшая цель общества в правовой сфере.
Законность –
- метод руководства гос-ва обществом
- строгое неукоснительное соблюдение законов, иных НПА всеми государственными, общественными, кооперативными и иными (частными) предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами и гражданами, основанное на развитом правосознании и правовой активности всех названных субъектов законности.
Должностные лица – группа людей, чьи действия наиболее остро затрагивают интересы граждан.
Краткий исторический экскурс:
а) В России до 1917 года все определялось своеобразием формы правления. «Православие, самодержавие и народность».
«Свод законов Российской Империи»
б) С 1917 г. отношение к законности неоднозначно.
Ленин подходил с чисто марксистских позиций. Связано с диктатурой пролетариата – власть, не связанная никакими законами, опирающаяся на насилие. Террористический подход.
в) Переход к революционной (социалистической) законности. Декрет о суде № 1.
Революционные суда должны базироваться на 3 основаниях:
- прежние законы (царь + Временное прав-во)
- новые революционные законы (декреты и постановления советской власти)
- революционное правосознание
Все больше и больше НПА, где провозглашается жесткая социалистическая законность.
Идея правового гос-ва (Алексеев)
г) В условиях рыночной экономики, где свобода личности определяется собственностью, важно укрепление законности:
- правосознание
- повышение активности населения (необходим высокий уровень правовой активности).
Принципы законности:
1. Верховенство закона – центральная роль отводится закону. Законы принимаются с соблюдением сложной процедуры.
2. Единообразие понимания и применения закона на территории все й страны (принцип единства).
3. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Закон консервативен, фиксирует ситуацию на настоящий момент. Понятие целесообразности неоднозначно. Нельзя пренебрегать правовыми нормами в угоду частным интересам.
4. Борьба с правонарушениями (в советское время – искоренение преступности в стране). Ликвидация нереальна.
5. Недопустимость противопоставления интересов личности и государства.
Вопрос № 33. Процесс правотворчества (законотворчества)
Правотворчество – создание правовых актов.
Законы принимает Федеральное собрание.
Стадии процесса законотворчества:
1. Выяснение необходимости принятия закона
2. Законодательная инициатива – официальное предложение в законодательный орган о принятии закона.
Субъекты: депутаты, члены Совета Федерации, премьер, генпрокурор, председатели судов.
3. Разработка проекта закона – депутатская группа по подготовке законопроекта.
Рабочая группа – всякого рода специалисты и консультанты.
4. Обсуждение законопроекта.
Сначала – в комиссии (одной или нескольких). Чтений может быть несколько.
5. Принятие закона.
- Голосование в Гос. Думе (2/3 – квалифицированное большинство).
- Одобрение Советом Федерации.
6. Подписание законопроекта (президент).
2 раза может не подписывать, в 3 раз должен распустить Федеральное собрание.
7. Опубликование закона.
Дата начала действия указывается в самом законе.