Программно-методические вопросы статистического наблюдения


Проверка результатов наблюдения

Непосредственное наблюдение

Цель- создание базы данных по объекту изучения в соответствии с утвержденным планом и программой наблюдения.

Задачи - регистрация субъектами наблюдения существенных признаков по единицам совокупности.

Цель – выявление ошибок наблюдения

Задачи- установить тип ошибки, причины возникновения , способы устранения и исправить или учесть ( в случае выборочного наблюдения) ошибки наблюдения.

Программно-методические вопросы изложены в документе, который называется планом наблюдения.

Программно-методологических вопросы плана разделены на две группы: (слайд 1.2.4)

I. Методологические вопросы:

1.определение объекта статистического наблюдения,

2.определение субъекта наблюдения

3.определение единицы наблюдения и единицы регистрации

4.определение времени наблюдения и времени регистрации

5.разработка программы наблюдения и формуляров наблюдения

6.выбор вида наблюдения по охвату единиц совокупности и периодичности наблюдения

7.выбор формы наблюдения

8.выбор способа наблюдения

9.выбор методов проверки полученных данных

II. Организационные вопросы:

1.правовое обеспечение наблюдения,

2.подбор и обучение кадров,

3.разработка, размножение и рассылка бланков, инструкций и других документов,

4.решение вопросов о хранении и обеспечении конфиденциальности данных.

 

Основные позиции плана:

1) Объект статистического наблюдения - это статистическая совокупность, то есть множество единиц массового общественного явления, которое подлежит статистическому исследованию.

Объект наблюдения во многом совпадает с объектом статистики вообще, но при организации наблюдения необходима специальная работа по его точному определению и отграничению, по установлению содержания и границ изучаемой статистической совокупности во времени и пространстве.

Например, недостаточно указать, что наблюдению подлежит, например, население. Требуется точно установить его главные черты и свойства, отделить от других явлений, четко указать какое население подлежит наблюдению – постоянно проживающее на данной территории или наличное на определенный момент; все население, городское или сельское; подлежат ли учету работающие длительное время за границей и иностранные граждане. Одновременно необходимо указать, какое население является постоянным, как быть с временно отсутствующими в течение, допустим, 6 месяцев и т. п.

Определение объекта наблюдения требует проведения всестороннего теоретического анализа изучаемого явления, опираясь на другие науки, изучающие качественные особенности рассматриваемых явлений.

Например, если изучаются сельскохозяйственные предприятия, то вначале надо дать им определение, уяснить, что относится к предприятиям, можно ли, допустим, считать предприятиями крестьянские и личные подсобные хозяйства или к ним относятся только сельскохозяйственные коммерческие организации как юридические лица. Наряду с теоретическим анализом при этом следует учитывать юридические акты и общепринятые классификации, дающие определение тех или иных явлений.

В практике нередко приходится прибегать к установлению определенных пороговых значений (цензов), отделяющих подлежащий наблюдению объект, например, что обследованию подлежат только личные подсобные хозяйства сельского населения с площадью земель сельскохозяйственного назначения более 0,10 га. В США переписи подлежат только фермы, способные произвести товарной продукции на 1000 долларов и больше. Для точного выделения объекта наблюдения следует указывать не только территориальные, но и временные его границы. Например, при изучении сезонных работников в сельском хозяйстве они могут быть учтены только на одну конкретную дату, за период уборки урожая в сентябре-октябре месяцах или за весь вегетационный период с 1 апреля по 1 ноября.

2) Субъект наблюдения – это физическое или юридическое лицо, проводящее наблюдение. Субъектами выступают государственные и ведомственные статистические службы, отдельные научные и производственные коллективы, независимые исследователи.

3) Единица наблюдения - это элемент статистической совокупности, который является носителем свойств и подлежащих регистрации признаков. Единица наблюдения может не совпадать с единицей совокупности.

Так, при переписи населения единицей наблюдения может быть не только отдельный человек, но также семья или домохозяйство как совокупность совместно проживающих и ведущих домашнее хозяйство лиц. При обследовании сельскохозяйственных организаций наряду с ними единицами наблюдения могут быть бригады и фермы, если по ним регистрируются признаки, или отдельные помещения, работники, участки земли.

Единицу наблюдения следует отличать от единицы регистрации. Единица регистрации – это элемент совокупности, от которого получают сведения о единице наблюдения. Чаще всего единица наблюдения и единица регистрации совпадают, но могут быть расхождения.

Например, при переписи населения регистрируется младенец как единица наблюдения, сведения о котором сообщает взрослый (единица регистрации).

4) Время наблюдения - это время, к которому относятся подлежащие наблюдению признаки. Это может быть определенный отрезок времени (например, за месяц, квартал, год) или момент времени, так называемый критический момент наблюдения (как при последней переписи населения критическим моментом было 0 часов 9 октября 2002г.).

От времени наблюдения следует отличать время регистрации, то есть время, в течение которого регистрируются субъектами признаки наблюдения. Например, временем регистрации при переписи населения было 8 дней , с 9 по 16 октября 2002г.

5) Программа наблюдения –это перечень признаков по каждой единице совокупности, подлежащий наблюдению.

От содержания программы и ее качества зависит успех статистического наблюдения и всего исследования. Программа разрабатывается на основе качественного анализа состояния и развития изучаемого явления с одновременным учетом задач исследования, наличия ресурсов и времени для получения и последующей обработки полученных результатов.

Перечень признаков программы должен удовлетворять следующим требованиям: (слайд 1.2.5)

1)признаки должны быть существенными для данной совокупности и отвечать задачам исследования;

2)признаки должны всесторонне освещать объект исследования, чтобы выявить все объективно существующие закономерности развития объекта;

3)количество признаков не должно быть чрезмерно большим, так как это увеличивает трудоемкость и материалоемкость процесса наблюдения, время регистрации признаков и снижает оперативность получения данных;

4)формулировка признаков должна быть четкой, ясной, отвечающей единому пониманию содержания признака. С этой целью в программе часто заложены подсказы относительно методики исчисления признака или подсказы вариантов ответа;

5) в программу следует включать признаки контрольного характера, позволяющие оценить достоверность учета наиболее важных признаков программы .

(Так, например, при переписи населения в программе наряду с годом рождения одновременно учитывается число исполнившихся лет, что позволяет исключить ошибки в этом важном показателе).

6) в программы наблюдения включают признаки, которые позволяют оценить выполнение планов, постановлений, целевых программ, договоров и соглашений;

7) формулировка признаков должна быть корректной, не ущемляющей интересы единиц наблюдения.

 

Все эти требования должны быть учтены при разработке формуляров наблюдения.

Формуляр наблюдения – это документ, в котором содержится программа статистического наблюдения и куда заносятся конкретные значения регистрируемых признаков по каждой единице наблюдения.

Различают два вида формуляров – список и карточка. В списке указываются вопросы программы, на которые даются ответы по каждой единице наблюдения. (пример: в экзаменационной ведомости по группе студентов проставляются оценки). Второй вид формуляра - карточка, которую в конкретных случаях называют по - разному: переписной лист, опросный бланк, отчет, форма, анкета, просто карточка и др.

В формулярах наряду с вопросами программы обязательно даются идентификационные характеристики каждой единицы – ее название, вид, адрес, классификационные коды, другие важные признаки (форма собственности и хозяйствования, специализация производства и т.п.) и инструкции. Инструкции по проведению наблюдения содержат описание объекта, единиц наблюдения, периода его проведения и момента, на который фиксируются значения признака, а главное – подробные пояснения вопросов программы и указания о порядке определения величины признаков и заполнения формуляров наблюдения, о способе получения данных и контроля их достоверности. Инструкция является, по существу, справочным пособием, без которого невозможно правильное и однообразное понимание вопросов программы и вообще проведение наблюдения.