Европейская цивилизация эпохи Просвещения


XVIII век называют веком Просвещения. Просвещение - идейное течение, под влиянием которого развивалась Прединдустриальная цивилизация.

XVIII век время торжества веры в человеческий разум, распространения знаний и идей, добытых с помощью собственного разума. Преобладающим умонастроением становился оптимизм, вера в прогресс, в то, что история развивается от несправедливого устройства общества к справедливому.

Мыслители Просвещения (Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, Ш. Монтескье) утверждали, что люди от природы наделены естественным правом на жизнь, свободу и равенство, что имеющиеся в обществе различия между людьми установлены не Богом, не природой, а самими людьми. И поэтому люди могут изменять то, что создали сами. Общество справедливо и нравственно, если оно соблюдает права человека, ибо только такое общество развивается по естественным законам. Просветители считали, что сделать человека счастливым можно, обеспечив его естественные права.

По своему мировоззрению многие просветители были деистами или атеистами. Сторонники деизма считали Бога Великим архитектором Вселенной, который создал мир, но затем уже не вмешивался в человеческую историю. Религию они считали полезной лишь потому, что оно содержит свод нравственных правил, помогающих поддерживать общественный порядок.

Просвещение политизировало общественное сознание, побуждало понимание необходимости модернизации социальной организации общества, способствовало росту крайних проявлений подобных революционных настроений. Революция представляет собой быструю, насильственную, фундаментальную трансформацию общества. Революции характерны для общества на переходном этапе, от традиционного к модернизированному.

В XVI-XVIII вв. Европа пережила три крупных революции: Нидерландскую (1566-1609 гг.), которая длилась 43 года; Английскую (1640-1660 гг.), которая длилась 20 лет; и Французскую (1789-1794 гг.), длившуюся 5 лет. Все эти революции эпохи Прединдустриальной цивилизации имели сходные предпосылки. Во-первых, революция происходит тогда, когда социально-экономическое развитие общества вступает в противоречие с застывшей, косной политической структурой. Во-вторых, когда складывается обстановка тяжелого кризиса, создающего революционную ситуацию (поражение в войне, неудачная политика правительства и т.д.). В-третьих, сознание людей должно быть готово к переменам. Люди должны верить в возможность и желательность изменения государственного строя. Доминирующей идеей революций выступает справедливое социальное устройство.

Великая французская революция стала значимой вехой в цивилизационном развитии Европы. Она смела все сословные барьеры, распродала земли многих дворян крестьянам, ввела новое государственное устройство парламентскую республику, способствовала развитию парламентской демократии, сделала государство гарантом равных прав для всех граждан.

Как уже было сказано ранее, кардинальная модернизация, выступающая стержневым компонентом Прединдустриальной цивилизации, не могла не сформировать новый тип человека. Социальное происхождение теперь уже не предопределяло судьбу, многое зависело от трудолюбия и предприимчивости, от веры в собственные силы. Не случайно, что именно в 1719 г. появился роман английского писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», который как бы иллюстрировал одну из главных идей своего времени: «Человек должен быть во всем обязан самому себе».

Процессы модернизации не могли не оказать своего влияния и на повседневную жизнь человека Прединдустриальной цивилизации. Растет число населения Европы, в XVII в. в Европе проживало 95 млн. человек, а в XVIII в. - 130 млн. Урбанизация привела к росту городского населения: в Лондоне оно составило уже 675 тыс. человек, в Париже 600 тыс., в Мадриде 160 тыс.

Таким образом, к концу XVIII в. Складываются предпосылки возникновения Индустриальной цивилизации.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте характеристику Прединдустриальной цивилизации.

2. Какова роль Великих географических открытий в становлении Прединдустриальной цивилизации?

3. Назовите характерные черты эпохи Возрождения.

4. В чем состоит суть Реформации?

5. Дайте характеристику эпохе Просвещения.

6. Каковы последствия Великой французской революции для развития Европы?