Происхождение государства, его сущность, структура и функции


План

Тема 7

Трансформация политических режимов

Известно, что общество находится в постоянном движении, изменении. Изменяются условия, в которых протекает жизнедеятельность, изменяются цели и задачи общественного развития, изменяется структура общества, место и роль социальных слоев и групп. Эти изменения в свою очередь создают объективную возможность и необходимость перехода (трансформации) от одного политического режима к другому.

Для трансформации политического режима недостаточно только объективных или только субъективных факторов, необходимо сочетание как первых, так и вторых.

А. Причины, вызывающие и предопределяющие необходимость изменений или перехода от одного режима к другому:

· Экономические: развитие производительных сил общества; изменение форм собственности; состояние экономики.

· Социальные: особенности социальной структуры общества; изменение места и роли различных социальных групп в жизнедеятельности общества.

· Политические: особенности исторически сложившейся политической системы общества; соотношение между основными субъектами политической жизни.

· Идеологические: состояние общественного сознания; уровень общей и политической культуры общества в целом и отдельных социальных классов, слоев, групп.

Б. Субъект(ы) процесса трансформации:

· Правящий класс(ы):

– доминирующая элита;

– оппозиционная элита.

· Неправящий класс(ы):

– в своих интересах;

– в интересах иных классов (квазисубъект).

· Внешние силы (иные государства):

– прямой диктат;

– косвенный (скрытый) диктат, давление.

В. Формы трансформации:

· Реформа «сверху».

· Абдиция, т.е. быстрое разложение власти.

· Согласованная реформа (между властью и оппозицией).

· Реформа «снизу».

· Революция.

Следует иметь в виду, что трансформация политических режимов может происходит как в одном, так и в другом направлении, т.е. от недемократических режимов к демократическим и наоборот. Процесс трансформации, включая и саму возможность и необходимость ее, является результатом взаимодействия многих и объективных, и субъективных факторов.

Список литературы

1. Конституция Украины. – Киев, 2006. – 54 с.

2. Арон А. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

3. Громыко А. Политические режимы: история и теория вопроса. – М., 1995. – 214 с.

4. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. – М., 2000 – 208 с.

5. Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.М. Радугин. – 2 издание. – М., 2007. – Тема 6.

6. Политология: наука о политике / Под ред. В. Андрущенко, Н. Горлача. – К.-Х., 1999. – С. – 208–235.

7. Политология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Сазонова – Х.: 2001. –С. 771–812.

8. Пугачов В., Соловьев А. Введение в политологию: Учеб. для вузов – М., 2002. – С. 171-248.

Государство как политический институт

1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции.

2. Формы политического правления и государственного устройства.

3. Тенденции развития современного государства.

Государство – это особое явление, возникающее на определённом этапе развития человечества. Будучи историческим явлением, государство складывается в результате происходящих в обществе процессов, таких, как общественное разделение труда, появление неравенства, социальной дифференциации и др.

В политической науке существует большое разнообразие мнений по поводу происхождения и социального назначения государства.

Так, согласно Платону, государство – социальная организация, возникающая под влиянием общественного разделения труда.

Аристотель видит государство как продукт естественного развития семьи, рода, племени, как развитую форму патриархальной власти, осуществляемую во имя всех и ко всеобщему благу.

Теологи развивали божественную теорию происхождения государства. В XVI–XVIII вв. появляется понимание государства как результата соглашения между людьми (Дж. Локк, Т. Гоббс). Государство рассматривается как результат общественного договора, который заключили люди, в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности.

В XIХ в. возникает насильственная теория происхождения государства. Суть её сводилась к тому, что государство возникло в первоначальной форме как организация победителей над побеждёнными, то есть как акт насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг).

Тогда же формируется и марксистская теория происхождения государства, связанная с возникновением частной собственности и классов и рассматривающая государство как орудие угнетения одного класса другим.

В рассмотренных теориях акцент делается только на один из аспектов возникновения государства, тогда как очевидно, что государство появляется не в силу одной причины, а в результате целого комплекса причин и предпосылок, к которым принадлежит и общественное разделение труда, и появление частной собственности, и усложнение общественной организации, и субъективные устремления людей, и многое другое.

Из вопросов о происхождении государства вытекает и вопрос о его социальном назначении. Государство – это форма организации всего общества, инструмент определенных социальных сил в осуществлении своих интересов, а также социальный арбитр, сохраняющий социальный баланс в обществе.

В современных условиях государство выступает важнейшим фактором социально-экономического, духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных ценностей и целей.

Государство можно определить как политический институт, который обладает суверенитетом и осуществляет власть на всей территории с помощью специального аппарата.

Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, присущих только ему.

Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой власти.

Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений.

В-третьих, государство – это суверенитет, который выражается в верховенстве и независимости его от любых других властей внутри страны и на международной арене.

В-четвёртых, государство обладает монополией на издание законов, легальное применение силы и принудительное взимание налогов и сборов.

Вструктуру государства входят:

§ представительные органы (парламент);

§ исполнительно-распорядительные органы (президент, премьер, правительство);

§ судебные органы;

§ надзорно-контрольные органы (прокуратура) и др.

Кроме центральных органов власти, в структуру государства входят и местные органы власти.

Государство выполняет ряд функций, которые традиционно подразделяются на внутренние и внешние, по сферам реализации общезначимых целей.

Среди внутренних функций выделяются экономическая, проявляющаяся в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создании стимулов экономического роста и осуществления санкций.

Политическая функция связана с осуществлением политической власти, выработкой программы, целей развития общества, обеспечением политической стабильности и др.

Правовая функция проявляется в принятии законов, гарантиях защиты прав и свобод граждан.

Социальнаяфункция государства, с одной стороны, направлена на согласование интересов различных социальных групп общества, а с другой, – на удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья и др.

Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирование духовности, гражданственности.

Среди внешних функций выделяются такие, как функция обороны страны, функция взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, функция взаимо действия с международными организациями и др.