Происхождение государства, его сущность, структура и функции
План
Тема 7
Трансформация политических режимов
Известно, что общество находится в постоянном движении, изменении. Изменяются условия, в которых протекает жизнедеятельность, изменяются цели и задачи общественного развития, изменяется структура общества, место и роль социальных слоев и групп. Эти изменения в свою очередь создают объективную возможность и необходимость перехода (трансформации) от одного политического режима к другому.
Для трансформации политического режима недостаточно только объективных или только субъективных факторов, необходимо сочетание как первых, так и вторых.
А. Причины, вызывающие и предопределяющие необходимость изменений или перехода от одного режима к другому:
· Экономические: развитие производительных сил общества; изменение форм собственности; состояние экономики.
· Социальные: особенности социальной структуры общества; изменение места и роли различных социальных групп в жизнедеятельности общества.
· Политические: особенности исторически сложившейся политической системы общества; соотношение между основными субъектами политической жизни.
· Идеологические: состояние общественного сознания; уровень общей и политической культуры общества в целом и отдельных социальных классов, слоев, групп.
Б. Субъект(ы) процесса трансформации:
· Правящий класс(ы):
– доминирующая элита;
– оппозиционная элита.
· Неправящий класс(ы):
– в своих интересах;
– в интересах иных классов (квазисубъект).
· Внешние силы (иные государства):
– прямой диктат;
– косвенный (скрытый) диктат, давление.
В. Формы трансформации:
· Реформа «сверху».
· Абдиция, т.е. быстрое разложение власти.
· Согласованная реформа (между властью и оппозицией).
· Реформа «снизу».
· Революция.
Следует иметь в виду, что трансформация политических режимов может происходит как в одном, так и в другом направлении, т.е. от недемократических режимов к демократическим и наоборот. Процесс трансформации, включая и саму возможность и необходимость ее, является результатом взаимодействия многих и объективных, и субъективных факторов.
Список литературы
1. Конституция Украины. – Киев, 2006. – 54 с.
2. Арон А. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.
3. Громыко А. Политические режимы: история и теория вопроса. – М., 1995. – 214 с.
4. Даль Р. О демократии / Пер. с англ. – М., 2000 – 208 с.
5. Политология: Учеб. пособие для вузов / Сост. и отв. ред. А.М. Радугин. – 2 издание. – М., 2007. – Тема 6.
6. Политология: наука о политике / Под ред. В. Андрущенко, Н. Горлача. – К.-Х., 1999. – С. – 208–235.
7. Политология. Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н. Сазонова – Х.: 2001. –С. 771–812.
8. Пугачов В., Соловьев А. Введение в политологию: Учеб. для вузов – М., 2002. – С. 171-248.
Государство как политический институт
1. Происхождение государства, его сущность, структура и функции.
2. Формы политического правления и государственного устройства.
3. Тенденции развития современного государства.
Государство – это особое явление, возникающее на определённом этапе развития человечества. Будучи историческим явлением, государство складывается в результате происходящих в обществе процессов, таких, как общественное разделение труда, появление неравенства, социальной дифференциации и др.
В политической науке существует большое разнообразие мнений по поводу происхождения и социального назначения государства.
Так, согласно Платону, государство – социальная организация, возникающая под влиянием общественного разделения труда.
Аристотель видит государство как продукт естественного развития семьи, рода, племени, как развитую форму патриархальной власти, осуществляемую во имя всех и ко всеобщему благу.
Теологи развивали божественную теорию происхождения государства. В XVI–XVIII вв. появляется понимание государства как результата соглашения между людьми (Дж. Локк, Т. Гоббс). Государство рассматривается как результат общественного договора, который заключили люди, в целях обеспечения своих естественных прав, свободы, защиты личности и собственности.
В XIХ в. возникает насильственная теория происхождения государства. Суть её сводилась к тому, что государство возникло в первоначальной форме как организация победителей над побеждёнными, то есть как акт насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг).
Тогда же формируется и марксистская теория происхождения государства, связанная с возникновением частной собственности и классов и рассматривающая государство как орудие угнетения одного класса другим.
В рассмотренных теориях акцент делается только на один из аспектов возникновения государства, тогда как очевидно, что государство появляется не в силу одной причины, а в результате целого комплекса причин и предпосылок, к которым принадлежит и общественное разделение труда, и появление частной собственности, и усложнение общественной организации, и субъективные устремления людей, и многое другое.
Из вопросов о происхождении государства вытекает и вопрос о его социальном назначении. Государство – это форма организации всего общества, инструмент определенных социальных сил в осуществлении своих интересов, а также социальный арбитр, сохраняющий социальный баланс в обществе.
В современных условиях государство выступает важнейшим фактором социально-экономического, духовного развития общества, интеграции различных групп вокруг общепризнанных ценностей и целей.
Государство можно определить как политический институт, который обладает суверенитетом и осуществляет власть на всей территории с помощью специального аппарата.
Государство как политический институт обладает рядом качественных признаков, присущих только ему.
Во-первых, государство выступает как единая территориальная организация. Целостность общества и взаимосвязь его членов обеспечивает институт гражданства. В пределах данной территории государство обладает верховенством и полнотой власти.
Во-вторых, государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений.
В-третьих, государство – это суверенитет, который выражается в верховенстве и независимости его от любых других властей внутри страны и на международной арене.
В-четвёртых, государство обладает монополией на издание законов, легальное применение силы и принудительное взимание налогов и сборов.
Вструктуру государства входят:
§ представительные органы (парламент);
§ исполнительно-распорядительные органы (президент, премьер, правительство);
§ судебные органы;
§ надзорно-контрольные органы (прокуратура) и др.
Кроме центральных органов власти, в структуру государства входят и местные органы власти.
Государство выполняет ряд функций, которые традиционно подразделяются на внутренние и внешние, по сферам реализации общезначимых целей.
Среди внутренних функций выделяются экономическая, проявляющаяся в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создании стимулов экономического роста и осуществления санкций.
Политическая функция связана с осуществлением политической власти, выработкой программы, целей развития общества, обеспечением политической стабильности и др.
Правовая функция проявляется в принятии законов, гарантиях защиты прав и свобод граждан.
Социальнаяфункция государства, с одной стороны, направлена на согласование интересов различных социальных групп общества, а с другой, – на удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья и др.
Культурно-воспитательная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирование духовности, гражданственности.
Среди внешних функций выделяются такие, как функция обороны страны, функция взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, функция взаимо действия с международными организациями и др.