Водно-тепловой режим земляного полотна в процессе эксплуатации дорог и его влияние на условия работы дорожных одежд.
Закономерные изменения в течение года влажности и температуры в
придорожном слое воздуха, в слоях дорожной одежды и грунте земляного полотна,
обусловленные особенностями данной дорожно-климатической зоны и местных
гидрогеологических условий, называют водно-тепловым режимом дорожной
конструкции. Он существенно влияет на прочность и морозоустойчивость
дорожной конструкции и в конечном итоге на степень ровности проезжей части.
Наиболее значительные сезонные изменения влажности и температуры
происходят в земляном полотне.
Годовой цикл водно-теплового режима земляного полотна включает четыре
характерных периода:
первоначальное накопление влаги осенью;
промерзание, перераспределение и накопление влаги в земляном полотне зимой;
оттаивание земляного полотна и переувлажнение грунта весной;
просыхание земляного полотна летом.
Осенью (сентябрь-ноябрь) под воздействием потока влаги от атмосферных
осадков, проникающих в дорожную конструкцию, и вследствие подъема уровня
деле текучести грунта). Увеличение влажности сопровождается
разуплотнением грунта.
Зимой в процессе промерзания земляного полотна,
вызывающего приток влаги от уровня грунтовых вод к фронту промерзания,
происходит дальнейшее увлажнение и разуплотнение грунта. Прочностные
характеристики дорожной конструкции достаточно велики, так как грунт и слои
дорожной одежды находятся в мерзлом состоянии. Весной в начале оттаивания
земляного полотна грунт наиболее увлажнен и разуплотнен (W @ (0,85-1,00)WT;
Kyпл = 0,85). Этот период принимают за расчетный в работе дорожной одежды.
Весной инсоляция и нагрев поверхности дороги весной создают поток тепла,
проникающий в дорожную конструкцию, который приводит к постепенному
просыханию самых верхних слоев земляного полотна. Однако до полного
оттаивания влажность талого грунта резко возрастает, плотность его уменьшается,
снижаются деформационные (модуль упругости) и прочностные характеристики
(угол внутреннего трения и сцепление). Наименьшие значения деформационных и
прочностных характеристик наблюдаются в апреле-мае, когда дорожная
конструкция обладает наименьшей прочностью.
грунтовых вод грунт увлажняется и перед началом промерзания во II дорожноклиматической
зоне осенняя влажность его достигает 0,7WT (WT - влажность на
пределе текучести грунта). Увеличение влажности сопровождается
разуплотнением грунта. Зимой в процессе промерзания земляного полотна,
вызывающего приток влаги от уровня грунтовых вод к фронту промерзания,
происходит дальнейшее увлажнение и разуплотнение грунта. Прочностные
характеристики дорожной конструкции достаточно велики, так как грунт и слои
дорожной одежды находятся в мерзлом состоянии. Весной в начале оттаивания
земляного полотна грунт наиболее увлажнен и разуплотнен (W @ (0,85-1,00)WT;
Kyпл = 0,85). Этот период принимают за расчетный в работе дорожной одежды.
Летом (июль-август) земляное полотно интенсивно просыхает. Влажность
грунта уменьшается примерно до 0,5WT; летом грунт находится в наиболее
уплотненном состоянии и обладает наибольшей прочностью.