Сравнительно-исторические грамматики


В 19 веке появляется новый тип: сравнительно-исторические. Занимаются материалом родственных языков. Любая сравнительная грамматика должна быть в той или иной мере исторической.

Грамматика – конкретный грамматический строй языка, который включает и средства словообразования и т.д. Раздел языкознания о грамматическом строе языка или языков.

Грамматика может быть:

1. описательной (описывает язык в конкретный период времени)

2. историческая (нас интересует какие изменения претерпевает язык на протяжение времени)

3. сравнительная (сравнивает грамматические строи родственных языков) Один из важнейших аспектов компаративистики.

Разделы грамматики:

1. Грамматика слова (морфология = словообразование (дериватология) + учение о частях речи)

2. Грамматика единиц больших, чем слово (синтаксис = синтаксис словосочетания + синтаксис предложения + синтаксис текста)

Понятия грамматики:

1. грамматическое значение

2. грамматическая форма

3. грамматические способы (средства)

4. грамматическая категория

 

Почти любое слово содержит два значения: лексическое и грамматическое. Если лексическое значение слово индивидуально, конкретно, то грамматическое значение неиндивидуально, оно абстрактно, оно будет общим для целого ряда однотипных слов, всегда имеет формальные средства своего выражения. Грамматическое значение всегда определенным образом формально выражено.

Средства (способы) языка:

 

1. аффиксация Грамматические средства функционально равнозначные аффиксам: 2. внутренняя флексия – значимые чередования согласных, гласных внутри корня (внешняя флексия – окончания) – например, man – men, foot – feet, read – read, сон – сна, есть языки, в которых все значения передаются только внутренней флексией, например арабский. 3. супплетивизм – средство, когда грамматическое значение передается с помощью другого корня (ребенок – дети, человек – люди, брать – взять, я – мы, я – ты – он, хороший - лучший) 4. редупликация – повторение либо целого, либо корня, либо части слова: куни (страна) – гунигуни (страны) (япон.), у прилагательных: добрый – предобрый. 5. сложение – способ словообразовательный, способ образования новых слов: паровоз, водовоз. Есть языки у которых все словообразование сводится к сложению. 6. служебные слова – грамматическое значение передается не внутри слова, а за его пределами: артикли (число), предлоги (подчинительные отношения между словами в предложении), послелоги (в тех языках, где нет префиксов): Бога ради, союзы (сочинительные отношения, между словами), частицы (наклонение), вспомогательные глаголы (время). 7. порядок слов – может использоваться как словообразовательное средство, так и грамматическое значение, например, мама любит дочь. 8. интонация – изменение модуляции голоса (в языке индейцев ХИЛ с нисходящей интонацией – песня, ХИЛ с восходящей – пой, используется для выражения отношения говорящего к предмету речи. 9. ударение – средство, которое может использоваться как словообразовательное (замок – замок) и словоизменяющиеся (руки – руки)

 

Самый распространенный способ – аффиксация (выражение грамматического значения с помощью аффиксов), например, у глаголов: вид, время, лицо, число; у существительных: род, падеж.