Фонетический уровень.


Поуровневое изучение языков.

 

Фонетический, морфологический, лексический, синтаксический уровни.

 

 

Фонетика изучает звуковой строй, интонацию, ударение, слог.

Акустическая фонетика - звуки можно изучать с точки зрения физической природы (звук может быть описан с точки зрения силы и т.д.)

Артикуляционная фонетика - работа, необходимая для артикуляции звука.

Фонология - появилась в 30 годы 20 века во многом благодаря работам Трубецкого, выделилась в самостоятельную науку. Изучает функции звуков, их социальную природу.

Описательная фонетика - звуковой состав, конкретного языка в конкретный период времени.

Историческая фонетика – изучает эволюцию звукового строя на протяжении истории.

Сравнительная фонетика – часть сравнительно-исторического языкознания, сравнивается звуковой строй только родственных языков.

Сопоставительная фонетика – сравнивает языки независимо от их родства, выделяются общие свойства. Абсолютные универсалии – во всех языках существует два типа звука: гласные и согласные.

Фонетика вносит свой вклад в разные сферы жизни.

Гласные 1. При произнесении гласного на пути воздуха не образуется никаких преград. 2. Речевой аппарат напряжен равномерно. 3. Участвует голос. 4. Являются слогообразующими. 5. Могут быть чистыми и носовыми. 6. Долгота и краткость. 7. Монофтонги (неизменность речевого аппарата) и дифтонги (сложность артикуляции): нисходящие, восходящие, равновесные. Согласные 1. При произнесении согласных звуков речевой аппарат фокусируется в месте образования преграды, для воздушной струи. 2. Участвует шум. 3. Место образования (губные: губно-губные, губно-зубные, язычные, увулярные). 4. Способ образования (смычные (боковые, носовые, вибрато-дрожащие), щелевые, аффрикаты). 5. Акустический признак (шумные, сонорные: дрожащие, боковые, носовые). 6. Твердость и мягкость. 7. Огубленность, неогубленность. 8. Назализация.  

 

Фонетические процессы.

Три стадии произнесения звука:

1. Подготовка

2. Выдержка

3. Произнесение

 

Звуковые процессы.

 

Позиционные Звук находится в слабой позиции в слове: оглушение, редукция гласных: качественная, количественная. Комбинаторные Соседние звуки могут влиять друг на друга. Взаимодействие соседних звуков. 1. Аккомодация (приспособление): рекурсия первого звука совпадает с рекурсией второго. Взаимодействуют звуки разных типов. 2. Ассимиляция (уподобление): взаимодействуют звуки одного типа. a. Полная, частичная (уподобляется по одной характеристике). b. По направлению: прогрессивная, регрессивная. c. Контактной (два ближайших) и дистанктной - сингармонизм (звуки, находящиеся на расстоянии друг от друга) – гласные суффикса уподобляются гласным корня по ряду. В русском языке возможна только регрессивная. d. Узаконенная и не узаконенная 3. Диссимиляция (расподобление) – из звуковой оболочки слова устраняется употребление одного и того же звука. 4. Сингармонизм 5. Диереза выпадение звука из звуковой оболочки. 6. Эпентеза – вставка звука в звуковую оболочку. 7. Метатеза – перестановка (звуки меняются местами) 8. Гаплология – выпадение одного из двух одинаковых слогов в слове. (минералология, знаменоносец - знаменосец)

 

Просодические явления:

1. интонация (явление, суперсегментного уровня)

2. ударение

3. явления стыка

4. слог