Организация диалога пользователя с БД


 

В настоящее время используются два основных режима организации диалога пользователя с базой данных: пакетный и диалоговый.

Суть пакетного режима сводится к накоплению запросов пользователей в течение некоторого интервала (обычно от нескольких часов до нескольких суток), оформлению их в виде пакета программ и автономной обработке на ЭВМ без вмешательства пользователей. Такой режим обеспечивает высокую степень загрузки ЭВМ, однако с увеличением объема предоставляемых услуг, качества и возможностей современных компьютеров растут и потребности лиц, пользующихся ЭВМ, поэтому пакетный режим работы уже не устраивает пользователей. Основным недостатком такого взаимодействия являются неприемлемо большие сроки удовлетворения информационных потребностей с момента их возникновения у конечных пользователей.

В последнее время большой интерес пользователей вызывает диалоговый режим. Для реализации диалогового режима необходимо учитывать программистскую квалификацию потенциальных пользователей базы данных. В большинстве случаев пользователи – это лица, мало знакомые как с языками программирования, так и с приемами и средствами обработки информации с помощью ЭВМ. Даже знания какого-либо языка программирования высокого уровня недостаточно для эффективной обработки информации средних и больших объемов, поэтому одним из важных при разработке информационных систем является вопрос лингвистического обеспечения диалога пользователей с БД.

Диалоговый режим обеспечивает:

· непосредственный контакт между пользователем и системой, т.е. прием и выдачу разнообразных сообщений посредством локального или удаленного терминала;

· оперативный поиск необходимых пользователю данных и (или) программ;

· возможность практически одновременно обслуживать нескольких пользователей в условиях, когда потребность в обслуживании непредсказуема.

В диалоговом режиме типа «запрос – ответ» взаимодействие с пользователем осуществляется в нескольких вариантах:

· на языке, близком к естественному, путем заполнения пользователем форматов, предъявляемых машиной, – это пассивный диалог;

· путем выбора из «меню» необходимого варианта решения задачи – активный диалог. Такая организация взаимодействия существенно облегчает обучение работе с системой пользователей, не обладающих специальными навыками работы с автоматизированными средствами обработки информации.

При диалоговом режиме система должна быть:

· нечувствительна к ошибкам пользователя: если смысл неправильно введенного сообщения можно определить из контекста, система должна корректировать неправильный ответ, поэтому в формулировке запросов пользователей должна допускаться некоторая избыточность сообщений;

· если у пользователя возникнут какие-либо затруднения в процессе диалога, система должна дать ему информацию о дальнейших действиях;

· пользователю должна быть дана возможность на любой стадии диалога и выполнения задания корректировать ранее введенные сообщения;

· обязательно должен осуществляться контроль на допустимость ответов пользователя, содержащих числовые параметры;

· должна быть предусмотрена система сообщений об ошибках, которая давала бы возможность обнаруживать их и исправлять, а также система регистрации ошибок пользователя.

Анализ работы неподготовленных пользователей показывает, что даже набор одного слова вызывает у них трудности, неуверенность в выборе. В системах, организованных с помощью меню, пользователи осваиваются быстро и в основном без помощи оператора. Такой диалог менее гибок. Язык меню освобождает пользователя от изучения мнемоники языка или программных операторов и позволяет ему без специальной подготовки работать с обширным набором различных программ, не делая ошибок. Поэтому для многих проблемно-ориентированных систем это наиболее подходящая форма интерфейса «человек – ЭВМ».

 


Цикл жизни БД

 

Студент должен

знать:

· основные этапы функционирования БД;

· порядок создания и эксплуатирования БД;

· функции, задачи, требования реструктуризации и реорганизации БД;

· организацию первичного заполнения БД.