ХАРАКТЕР ОСВЕЩЕНИЯ


 

По характеру освещение подразделяется на:

1. Светотеневое;

2. Светотональное;

3. Силуэтное;

4. Локальное (местное).

Светотеневое освещение схоже с освещением на натуре, когда солнце освещает объекты съёмки направленным светом, который формирует свет и тени. Рассеянный свет неба свет неба подсвечивает упавшие и собственные тени объекта. В павильоне или интерьере светотеневое освещение создают приборами направленного света, используя рисующий свет, который образует чётко очерченные тени и рассеянный свет при заполнении (заполняющий свет), который заполняет теневые и непроработанные места объектов съёмки (тёмные места). Рисующий свет используется для выявления объёмно-пластических форм предметов или объектов, их фактуры и поверхности.

Светотеневое освещение – эффектное освещение. Оно может создаваться с помощью таких источников света как: свеча, фонарь, спичка, костёр, камин, мигающие источники света и другие источники, которые могут находиться в кадре или за ним. Как правило, применяют один или несколько источников с рассеянным светом или без него. В павильоне с помощью освещённой фольги можно имитировать эффект переливающейся водной глади. Эффектным также является верхний и нижний направленный свет. Эффектное цветное освещение используют в зависимости от поставленной драматургической задачи. Используют цветные осветительные светофильтры.

Светотональное освещениевоспроизводит характер освещения на натуре в пасмурную (облачную) погоду, когда рассеянный атмосферный свет равномерно заполняет пространство и освещает все точки объекта съёмки. Свойственно полное отсутствие теней. Как правило, требуется дополнительная нижняя подсветка белым листом (при съёмке на натуре?) или естественными отражателями (белая стена рядом). При таком освещении хорошо воспроизводятся собственные тональные контрасты объекта съёмки, но его объёмно-пластические формы выявляются менее чётко. В павильоне или интерьере создаётся приборами бестеневого света (люминесцентные лампы) с применением различных рассеевателей. Возможен вариант, когда пучок света направлен в белый потолок или расположенные рядом с объектом съёмки белую стену или зеркало.

Силуэтное освещениевстречается на натуре при активном контровом свете, когда объекты первого плана, расположенные на ярком светлом фоне, освещены сзади. Деталировка фактур отсутствует, но контуры вырисовываются чётко. В павильоне создаётся аналогичным образом – с применением активного контрового или контурного света без какой-либо проработки объектов первого плана. Либо достаточно ярко освещён фон, а объекты или предметы притемнены (результат – чёрный силуэт).

Местное (локальное) освещениенаглядно схоже с ночным освещением от искусственного источника света, например, уличные фонари, который освещает ограниченную часть натурного пространства. В павильоне или интерьере создаётся направленным светом или с помощью источника света в кадре, который образует небольшие световые пятна на определённой площади снимаемого пространства в сочетании с заполняющим светом или без него. Ещё называется моделировочным светом.