Лекция 6
Международные классификации.
Взносы на социальное страхование
II. Косвенные налоги
I. Прямые налоги
Реальные налоги | Личные налоги |
Поземельный Подомовой Промысловый На ценные бумаги На сверхприбыль | Подоходные с физических лиц На доходы от денежных капиталов На прирост капитала На прибыль акционерных обществ Поимущественные налоги С наследства идарения Подушный |
На бензин На табак и т.д. Универсальные с оборота: Многократный Однократный | На табак и т.д. | Транзитные По целям: Фискальные Защитные (протекционистские) Преференциальные Антидемпинговые По ставкам: Специфические Адвалорные Комбинированные |
Взносы работающих по найму Взносы, уплачиваемые нанимателям Взносы лиц, получающих гонорары (лица свободных профессий) Взносы незанятых |
Примечание. Не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные).
В современных условиях наиболее широко для международных сопоставлений применяется система налоговой классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Классификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налогообложения. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и юридических лиц, а также по другим существенным признакам.
Взносы на социальное страхование для целей обобщения статистических данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем странам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и другие объединены в группу «Налоги на заработную плату и рабочую силу».
Дробность в подразделении видов налогов и однородность объединения объектов классификации в разряды и группы позволяют не только анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить корректную перегруппировку данных для конкретных целей исследования.
С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ). При практически полном совпадении принципов формирования и названий основных групп (разделов) налогов, классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существует ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.
Сильно отличаются от классификаций ОЭСР и МВФ классификации СНС и ЕСЭИС. Классификация по Системе национальных счетов (СНС) использует подход, очень схожий с рассмотренной выше традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел.
Европейская система экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС) выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вышеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регистрационные сборы и пошлины.
Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификациями СНС и ЕСЭИС определяются их задачами: две первые системы подчинены необходимости систематизации и международного сопоставления налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики национальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ()ЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и сопоставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сборов в сфере международных расчетов.
Преимущество систем ОЭСР и МВФ по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в малочисленности групп «Прочие налоги» и «Другие налоги и сборы». Тем самым сгруппированные в разделы и подразделы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.
К недостаткам материалов ОЭСР по налогам можно отнести «запаздывание» публикаций (временной лаг между истекшим годом и появлением публикаций может составлять два-три года) и редкую периодичность изданий (подробные тематические издания выходят один раз в пять лет).