Лекция 6


Международные классификации.

Взносы на социальное страхование

II. Косвенные налоги

I. Прямые налоги

Реальные налоги Личные налоги
Поземельный Подомовой Промысловый На ценные бумаги На сверхприбыль Подоходные с физических лиц На доходы от денежных капиталов На прирост капитала На прибыль акционерных обществ Поимущественные налоги С наследства идарения Подушный
На бензин На табак и т.д. Универсальные с оборота: Многократный Однократный   На табак и т.д.   Транзитные По целям: Фискальные Защитные (протекционистские) Преференциальные Антидемпинговые По ставкам: Специфические Адвалорные Комбинированные
Взносы работающих по найму Взносы, уплачиваемые нанимателям Взносы лиц, получающих гонорары (лица свободных профессий) Взносы незанятых

Примечание. Не включены ни в одну группу пошлины и сборы, не относящиеся к таможенным (регистрационные, судебные, нотариальные, патентные).

 

В современных условиях наиболее широко для международных со­поставлений применяется система налоговой классификации Орга­низации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Клас­сификация ОЭСР является наиболее детальной, подробной и в то же время самой простой. Каждый налог отнесен к определенной группе, подгруппе и имеет свой кодовый номер. Основанием для отнесения того или иного налога к определенной группе служит объект налого­обложения. Внутри групп налоги подразделяются на периодические и непериодические, на взимаемые с физических и юридических лиц, а также по другим существенным признакам.

Взносы на социальное страхование для целей обобщения статисти­ческих данных, их сопоставления и анализа тенденций по всем стра­нам условно отнесены к налогам, но выделены в отдельную группу. Близкие по характеру налоги на фонд оплаты труда, на выплаченную заработную плату и другие объединены в группу «Налоги на заработ­ную плату и рабочую силу».

Дробность в подразделении видов налогов и однородность объеди­нения объектов классификации в разряды и группы позволяют не толь­ко анализировать и сопоставлять данные по отдельным налоговым группам, но и при соблюдении определенных правил производить кор­ректную перегруппировку данных для конкретных целей исследова­ния.

С классификацией ОЭСР схожа классификация, применяемая Международным валютным фондом (МВФ). При практически пол­ном совпадении принципов формирования и названий основных групп (разделов) налогов, классификация МВФ менее подробная (особенно в отношении налогообложения товаров и услуг). Кроме того, существу­ет ряд различий в группировках и названиях отдельных рубрик.

Сильно отличаются от классификаций ОЭСР и МВФ классифика­ции СНС и ЕСЭИС. Классификация по Системе национальных счетов (СНС) использует подход, очень схожий с рассмотренной выше традиционной налоговой классификацией. Налоги подразделяются на прямые и косвенные, при этом в число налогов не включаются взносы на социальное страхование, а таможенные налоги, сборы и пошлины выделяются в самостоятельный раздел.

Европейская система экономических интегрированных счетов (ЕСЭИС) выделяет следующие налоговые группы: налоги на доходы и импорт (т.е. объединяет в одну группу внутренние косвенные налоги и таможенные пошлины и сборы, что не характерно ни для одной из вы­шеупомянутых налоговых классификаций), налоги на капитал, регист­рационные сборы и пошлины.

Различия между классификациями ОЭСР и МВФ и классификация­ми СНС и ЕСЭИС определяются их задачами: две первые системы под­чинены необходимости систематизации и международного сопоставле­ния налоговых поступлений, а две последние направлены на решение проблем бухгалтерского учета при использовании методики нацио­нальных счетов. Отличия классификации МВФ от классификации ()ЭСР вытекают из специфического подхода МВФ к регистрации и со­поставлениям данных о внешней торговле и движении капитала. МВФ проводит большую детализацию в отношении налогов, пошлин и сбо­ров в сфере международных расчетов.

Преимущество систем ОЭСР и МВФ по сравнению с системами ЕСЭИС и СНС в области сравнительного анализа налоговых систем заключается в малочисленности групп «Прочие налоги» и «Другие налоги и сборы». Тем самым сгруппированные в разделы и подразде­лы налоговые поступления разных стран становятся вполне сопоставимыми.

К недостаткам материалов ОЭСР по налогам можно отнести «за­паздывание» публикаций (временной лаг между истекшим годом и по­явлением публикаций может составлять два-три года) и редкую пери­одичность изданий (подробные тематические издания выходят один раз в пять лет).