Ранняя история славян


1.2.1. Проблема происхождения славян

Проблема происхождения славян обсуждается в науке уже более двух столетий. Археологи, лингвисты, антропологи, этнографы предлагают разные концепции и гипотезы и пока остаются каждый при своем мнении.

А круг спорных вопросов весьма широк. Одно противоречие очевидно, оно лежит на поверхности: славяне под таким именем выходят на историческую арену лишь в VI веке н.э., и потому велик соблазн считать их «молодым народом». Но с другой стороны – славянские языки – носители архаичных черт индоевропейской общности, а это свидетельствует об их глубоких истоков. Язык служит одним из наиболее существенных признаков этнической общности, поэтому лингвистическая классификация легла в основу этнической. Славяне входят в индоевропейскую языковую группу. Древняя индоевропейская общность стала распадаться приблизитель­но на рубеже IV – III тыс. до н.э. Общеславянская основа сложилась во II тыс. до н.э.

Прародиной славян является Центральная Европа. Антропологический и топонимический материалы указывают на движение протославян с запада на восток. Во II – IV вв. н.э. славяне входили в состав Готского государства Германариха, в V в. составляли большинство населения Гуннской державы Атиллы. В отличие от воинственных гуннов и германцев, славяне не принимали участия в битвах. Поэтому они не упоминаются в письменных источниках, но в археологической культуре того времени четко прослеживаются славянские черты. После распада государства Аттилы славяне выходят на историческую арену.

В VI – VII вв. славяне расселяются на территории Прибалтики, Балкан, Средиземноморья, Приднепровья, достигают Испании и Северной Африки. Почти везде славяне ассимилируют местное население.

Византийские и германские средневековые авторы называли славян «склавинами»,«антами», «венедами» или «венетами».

Анты, самое активное и сильное из объединений славянских народов, занимали Северное Причерноморье и верховья Дона. Склавины распространились в южной и центральной Европе. Венеды проживали в северной части Европы, на Балтийском побережье и в районе озера Ильмень.

Славянская культура – фольклор, русские былины и летописи – сохранили память об общей прародине славян. Формировалось чувство славянского единства как элемента самосознания, что отличало славян, от германских народов, которые до XI в. воспринимали себя только в границах отдельных племён.

Процесс расселения для славянской культуры – это, прежде всего, земледельческая колонизация. Как у других варварских народов Европы основой хозяйственной и социальной славянской организации была община свободных земледельцев-воинов с соответствующим ей институтом общинного народовластия.

Племена-общины объединялись в союзы племён, а те, в свою очередь, в более внушительные объединения (суперсоюзы), имевшие двоякую цель (оборону и наступательные войны). Своих вождей славяне называли князьями. С усложнением и консолидацией союзов усложнялись и функции княжеской власти. К ним добавлялись судебные и религиозные обязанности. Ближайшим окружением, поддержкой и опорой князя была военная организация – дружина.

Даже с расширением компетенции княжеская власть не становилась абсолютной. Гражданские дела находились в ведении старейшин. Верховным органом союза племён оставалось народное собрание (в древнерусских источниках – вече).

Таким образом, подобно прочим варварским народам, славяне уже в VI в. были организованы в протогосударственные объединения. Суперсоюзы (или союзы военно-территориальных союзов племён) объединялись надплеменной социально-политической организацией и публичной властью верховных вождей. В византийских источниках такие федерации обозначены как «славинии».

1.2.2. Участие славян в исторических процессах, сформировавших средневековую эпоху

География расселения определила направления славянского участия в Великом переселении народов. Постоянный и мощный натиск германцев исключил для славян возможность продвижения на запад. В VI – VII вв. они интенсивно перемещались на огромных пространствах Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы.

Объектом славянских интересов и одним из главных векторов движения стала Византия. Так же, как отношения между германскими народами и Западной Римской империей, отношения славян с восточным Римом (Константинополем) и возможности закрепиться на территориях Византии были весьма разнообразными.

Имперская граница по берегам Дуная охранялась союзниками империи, представителями различных варварских племён, в том числе славянских. Такая ситуация способствовала постепенному проникновению славян через службу на земли Византии. На службе в империи немало было славян, особенно при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.), присоединившем к своему титулу эпитет «Антский».

Значительные территории Византии осваивались славянами в мирном колонизационном потоке. Пустующие земли могли заселяться как самочинно, так и систематически – по договору или по приглашению византийских императоров. Империя осуществляла массовое переселение славян в стратегически важные районы Малой Азии, не опасаясь отчуждения своих территорий. Таким образом к середине VII в. славяне заселили всю Грецию. Македония в то время называлась Склавинией, юг Пелопоннеса по источникам VIII в. именовался «Славянской землёй». К рубежу VI – VII вв. относятся сведения о мощных славянских флотилиях, достигавших южной Италии и Крита. Повсеместно на Балканах появились характерные славянские названия, даже древние Микены оказались переименованными в Хрвати. На протяжение более чем трех столетий славяне оставались в Византии преобладающим этническим элементом.

Характерно, что славянская экспансия в Византию не привела к уничтожению ромейской державы и основанию на её территориях варварских королевств (в отличие от последствий германского вторжения в границы Западной Римской империи). Напротив, именно славянский элемент позволил ей сохранить себя как государство. Заселив и хозяйственно обустроив пустующие земли, славяне Öдали империи хлеб, что было жизненно необходимо после захвата арабами в VII в. житниц Византии (Ближнего Востока и Египта), и Öвоинов, научившихся воевать, по признанию самих византийцев, лучше ромеев, и способных отражать арабскую, аварскую и персидскую угрозы.

Вместе с тем, славяне – склавины и анты, на протяжении VI – VII вв. регулярно опустошали византийские земли в грабительских набегах. Во время походов осуществлялся захват рабов. В рабство обращали только иноплеменников. Рабов из империи брали ради выкупа, для обмена на пленных соотечественников. Рабов использовали в хозяйственных работах на протяжении определённого срока, после чего пленник становился свободным и мог по желанию покинуть господина, либо остаться в качестве равноправного члена общины, получить землю и обзавестись хозяйством.

В истории столкновений славян с Византией, как и в истории их расселения в Европе, особую роль сыграли аварыкочевой народ, пришедший вслед за гуннами из Монголии. Около 558 г. авары достигли среднего Дуная, где основали собственное государство – Аварский каганат. Авары дали новый импульс к дальнейшему движению славян. Разрушились сложившиеся объединения, началась перегруппировка сил. Значительная часть славян оказалась в разных степенях зависимости от Аварского каганата: от выплаты дани до полного подчинения.

В дальнейшем, по мере освобождения от аварского влияния прежние славянские суперсоюзы, распадаясь и перегруппировываясь, под иными названиями, участвовали в создании национальных государств.

В IX – X вв. наиболее успешные и честолюбивые короли славян пытались реализовать идею славянского единства через объединение всех славян под собственной властью.

Однако объединительные усилия не дали стабильного результата, поскольку,

во-первых, как в притязаниях одних на роль центра возможного объединения, так и в стремлении других отстоять свою независимость, славянские государства вели непрерывные взаимные войны.

Во-вторых, на протяжении IX – XI вв. славяне должны былипротивостоять мощному натиску германцев, стремившихся распространить своё господство на территориях к востоку от Эльбы. Помимо этого, балканские славяне (болгары, сербы, хорваты) с переменным успехом воевали с Византией.

В-третьих, и вопрос о политической и национальной независимости, и проблема нестабильности союзов имели религиозную подоснову. С IX в. за славян боролись Рим и Константинополь. В самом славянстве столкнулись христианство и язычество. Именно в этом многовекторном противостоянии определялись судьбы славянства.

Христианизация славянства осуществлялась двумя этапами.

[1й этап. VI – VIII вв.] Началом первого этапа можно считать расселение славян на территориях Византийской империи, начавшееся в VI в. На протяжении двух последующих столетий здесь формировалась почва для будущей более широкой христианской миссии в славянских землях.

[2й этап. IX в.] К VIII – IX вв. в районах славянских поселений нормой было двуязычие – жители использовали греческий и славянский языки. В процессе культурной ассимиляции формировалась новая, греко-славянская духовная и интеллектуальная элита, особую роль в образовании которой играли монастыри.

Массовая христианизация славян вне пределов Византии началась в IХ в., и первыми были обращены славяне Адриатического побережья. Этот этап характеризуется встречей и конфликтом в землях славян миссий из Рима и Константинополя, и оформлением в Византии качественно новых принципов миссионерской деятельности. Главными действующими лицами второго этапа стали величайшие просветители своей эпохи – константинопольский патриарх Фотий, организатор христианской миссии в славянских землях, и святые (равноапостольные) братья Константин (в монашестве – Кирилл) и Мефодий – создатели славянской азбуки и христианские учители славян. [24 мая (?) – праздник слав. письм-ти и культуры]

Общепросветительские цели дополнялись актуальными и стратегическими политическими задачами. Византия вела непрерывные войны с арабами, болгарами, сербами, восточными (русскими) славянами. Религиозная общность позволяла перейти от противостояния к эффективному союзничеству.

ü Создание Кириллом славянской азбуки,

ü перевод на славянский язык Священного Писания и церковной литературы,

ü организация богослужения на славянском языке

не только значительно расширили возможности христианизации, но открыли качественно новый этап в развитии славянского мира.

Несмотря на все успехи христианского просвещения в связи с организацией богослужения на славянском языке, после смерти Мефодия (885 г.) его последователи и ученики усилиями латинского духовенства были изгнаны из Моравии, а богослужение на славянском языке официально отменено. Последователи Мефодия бежали в Болгарию, где были приняты с большой честью при дворе царя Бориса, а затем поддержаны его наследником Симеоном. В 893 г. Болгарское народное собрание провозгласило славянский язык официальным языком церкви.

ü Развитие славянского образования,

ü открытие школ для подготовки болгарских священников,

ü переводы на славянский язык богословской литературы стали частью государственной политики.

Вторым центром развития славянской письменности и культуры, после Болгарии, стала Сербия.

Таким образом, идея славянского единства у западных и южных славян не состоялась. Они оказались разделены языком богослужения (после 1054 г. и конфессиональной принадлежностью), а также политической ориентацией. В Х – ХII вв. отдельные славянские народы лишились национальной независимости. Болгария превратилась в провинцию Византийской империи. Моравы, словаки и хорваты вошли в состав Венгерского королевства.

1.2.3. Восточнославянские племена до образования Древнерусского государства

Для восточнославянских племен Великое переселение завершилось формированием древнерусской народности.

Вопрос о времени появления славян в Восточной Европе, принадлежит к числу остающихся до сих пор дискуссионными. Многие исследователи полагают, что на большей части терри­тории Восточной Европы славяне появляются в VII – VIII вв. н.э. Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что про­двигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. Таким образом, в рамках будущего древнерусского государства встретились два миграционных потока.

К VIII в. потомки антов, склавинов, венедов выступили на историческую сцену под новыми именами и в составе новых военно-территориальных союзов-славиний: северяне, радимичи, вятичи, поляне, тиверцы, уличи, волыняне, дреговичи, древляне, кривичи, смоляне, новгородские словене.

Освоение новых территорий сопровождалось включением в славянскую общность и ассимиляцией различных инородческих племён. С середины IХ в. множество племён, участвовавших, при безусловном доминировании славян, в строительстве государства, стало именоваться Русью.

Восточное славянство обустраивало свою жизнь в более сложных, чем в других частях Европы природно-климатических условиях. С одной стороны – суровый климат, леса и болота на севере, с другой – благоприятные погодные условия в среднем Поднепровье и Северном Причерноморье обусловили неравномерность в развитии разных племенных групп.

Восточнославянские племена расселились на обширных пространствах, где земля не была предметом спора, ранняя русская история – это история колонизации и ассимиляции, история диалога, а не путь завоевания и подавления, которым довелось идти варварам Западной Европы.

Что касается соседей восточных славян, то серьёзную и постоянную угрозу на восточных границах представляли степные кочевники. Живущие за счёт грабежа и торговли степные народы стремились сделать славян Öсвоими данниками и Öиспользовали их в качестве вспомогательной силы в военных походах.

Большой проблемой для восточных славян вплоть до середины X в. были хазары – полукочевой народ. Хазарский каганат был мощнейшей торговой державой, контролировал на всём протяжении Волжский торговый путь и также полукочевое, торговое государство Волжскую Булгарию. Под властью каганата находились финские племена в районе Оки и Волги. В начале IX в. им платили дань славянские племена вятичей, радимичей, северян, полян.

Ни до, ни в ходе Великого переселения народов восточные славяне не были непосредственными соседями Западной Римской империи и не были включены в процесс романизации. Они не могли, в отличие от западноевропейских варваров, воспользоваться «римским наследием». Вместе с тем, восточные славяне контактировали с восточным Римом Византией, прежде всего в северо-восточных колониях империи в Крыму и в Устье Днепра, которое Византия считала своей территорией. Крупнейшая держава раннего средневековья с развитой торговлей, ремёслами, яркой городской культурой выгодно выделялась на фоне аграрной, феодальной и культурно отсталой Европы. Контакты Руси с Византией были более перспективны и полезны.

Особую, хотя и опосредованную, роль в становлении древнерусской государственности сыграло арабское нашествие – завоевание арабами Северной Африки, Сицилии и Испании, и создание на завоёванных территориях Арабского халифата. В результате, Средиземное море закрылось для европейцев. На долгое время, с VIII по X столетие, были прерваны традиционные коммерческие связи между Западной Европой и Востоком. Важнейшие мировые торговые пути переместились на мощные речные артерии, расположенные в землях славян и по соседству с ними.

Торговый путь «из варяг в греки» соединял Балтийское и Чёрное моря. Русь получила возможность контролировать европейскую торговлю, т. к. была связующей территорией между Западной Европой и странами Востока. Восточные связи открывали Руси выход и на Великий шёлковый путь.

Уже с VIII в. начала складываться инфраструктура русской торговли. Торговля стимулировала развитие разных отраслей ремесленного производства, её успехами создавались и развивались крупнейшие русские города. Цепь торговых городов замыкалась в Киеве, он мог перекрыть любой другой торговый путь. Именно поэтому Киеву – центру племенного союза полян, суждено было стать стольным городом первого восточнославянского государства. В отличие от королевств Запада, замкнувшихся в экономике натурального хозяйства, Киевская Русь получила более сложную экономическую систему, сочетавшую и товарно-денежное, и натуральнохозяйственное начала.

В целом к середине IX в., сложилась разветвлённая и обширная сеть торговых путей и связей. Включение в международную торговлю неизбежно должно было внести коррективы в устройство внутренней и внешней политической жизни. Поскольку средневековая экономика имела, в основном, натуральный характер, а торговля была преимущественно меновой, товары для больших торговых экспедиций добывали силой.

- Расчистка и охрана торговых путей,

- оборона от степных кочевников,

- приобретение новых заморских рынков, которое было возможно только через организацию масштабных военных походов,

- поиск данников для расширения экспорта, а значит, и объединение под единым началом всех восточнославянских племён, требоваликонцентрации власти, ресурсов, сил.

Названными обстоятельствами было обусловлено складывание одного из самых сильных средневековых государств, охватившего почти всю территорию Восточной Европы – Киевской Руси, в кратчайшие исторические сроки завоевавшего статус ведущей мировой державы.