Статические и динамические переменные.


СД типа указатель.

 

Указательный тип занимает промежуточное положение между скалярными и структурными типами: с одной стороны значение указательного типа является атомарным (неделимым), а с другой стороны, эти типы определяются через другие (в том числе и структурные) типы.

Type <тип указателя> = ^ <тип указываемого объекта>

(этот тип разрешает использовать базовый тип перед описанием)

Type PtrType = ^BaseType;

BaseType = record

x, y: real;

end;

Var A: PtrType; {А – переменная статического типа, значением которой являются адреса расположения в памяти конкретных значений заданного типа}

B: BaseType;

C: ^PtrType;

Переменной А можно присвоить адрес какой-либо переменной, для чего используем унарную операцию взятия указателя: А = @ В.

На физическом уровне указатель занимает два слова: в первом слове находится адрес сегмента, во втором – адрес смещения.

Операции над указательным типом:

1) Операция сравнения на равенство: = (равенство, если совпадают адреса сегмента и смещения).

2) Операция сравнения на неравенство: <>.

3) Операция доступа: B. x = B. X + 3. Доступ с помощью разыменования: A^. X=A^. X+3. Краткая операция разыменования: С^^. x.

Среди всех возможных указателей выделяется один специальный указатель, который никуда не указывает. Т.е. в памяти выделяется один адрес, в который не записывается ни одна переменная. На это место в памяти и ссылается такой пустой или “нулевой” указатель, который обозначается nil. Указатель nil считается константой, совместимой с любым ссылочным типом, т.е. это значение можно присваивать любому указательному типу.

 

 

До сих пор мы рассматривали переменные, которые размещаются в памяти согласно вполне определенным правилам, а именно, для локальных переменных, описанных в подпрограммах, память отводится при вызове подпрограммы; при выходе из нее эта память освобождается, а сами переменные прекращают существование. Глобальным переменным программы память отводится в начале ее выполнения; эти переменные существуют в течение всего периода работы программы. Иными словами, распределение памяти во всех этих случаях производится полностью автоматически и подчинено стековой дисциплине. Переменные, память под которые распределяется подобным образом, называются статическими.

Переменные, созданием и уничтожением которых может управлять программист, называются динамическими переменными. Они могут находиться в любой части динамической памяти, и обращение к ним может осуществляться только через указатель. Средством доступа к статическим переменным являются идентификаторы этих переменных. Динамические переменные, количество которых и место расположения в памяти заранее не известно, невозможно обозначить идентификаторами. Поэтому единственным средством доступа к динамическим переменным является указатель на место их текущего расположения в памяти.

Рассмотрим распределение памяти:

 
 

 


Под локальные переменные отводится специальный сегмент оперативной памяти (сегмент стека). Образование динамических переменных реализуется в другой области памяти, которая существует отдельно от стекового сегмента и называется кучей (heap) или динамической областью памяти.