История К-А


Родина – США. Активное применение – 30-40-е гг.

Имена

· Лассуэл

· Лазарсфельд

· Уилли

· Лейтс

Предпосылкой развития метода – стремительный рост распространения СМИ. Общественность впервые познакомилась с методом: 40-е гг, процесс по газете Патриот – «пронацистская пропаганда» Одно из доказательств в пользу документа – отчет Лассуэла. Выводы были сделаны на основе К-А этой газеты. Суд вынес решение о прекращении деятельности газеты, т.к. газета «в завулированной форме» пропагандировала нацистские идеи..

 

Исторически первая форма К-А – количественная модель. Понималась как алгоритмизированный перевод объективной текстовой инфы в количественные показатели,, с последующей статистической обработкой и обобщением результатов исследования.

Многообразие текста по интересующей проблеме сводилось к некоторому числу элементов, которые подсчитывались и выдавались на-гора. Латентный текст (идующий как контекст) предполагает то, что вместе с количественными методиками нужны качественные.

Итого этапы К-А:

1-й этап– к.19-до30-х гг 20 в – разнородный, нестрогий, частный анализ содержания сообщений

2-й этап – 40 – 50-е гг 20 в – классический, частотный К-А Лассуэл, Бельсум

3-й этап –к 50 – 70-е гг 20 в – период усовершенствованных методик Осгуда + компьютерный К-А (Стоун)

 

Категории анализа – наиболее общие, ключевые понятия, отражающие наиболее общую понятийную схему. Выражают эмпирические признаки текстовой информации и являются результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования

-после выделения категорий – структурирование категорий - деление общих понятий, на более частные (категории) ,в соответствии с выбранными классификационными признаками. Важно, чтобы аналитик соблюдал правила деления объема понятий:

1)-одно и то же деление понятия должно осуществляться только по одному и тому же делению

2)-объем членов деления вместе взятых должен равняться объему делимого понятия

3)-члены деления должны взаимно исключать друг друга

4)-деление должно быть непрерывным

Для всех категорий и подкатегорий ищем адекватное выражение, на языке исследуемых документов. Выражение подкатегорий – единицы анализа.

ЕД.АНАЛИЗА – результат операционализации категорий анализа

Единицы анализа – лингвистическая единица речи или элемент содержания, служащий в тексте индикатором интересующих исследователя явлений (это слово предложение суждение текст)

Смысловые единицы анализа- выделяем на основе содержания гипотез исследования из того, что подсказывается методологическими единицами анализа – это понятие, тема, имена, географические названия, общественные события, смыслы-апелляции к потенциальному адресату

 

· Если берем тему (несколько смысловых абзацев) и по тематике можно представить более полно, по сравнению с другими единицами. И здесь это будет свидетельество о направленности взглядов, норм деятельности.

· Если берем имена (личность) , то такая характеристика может свидетельствовать о влиянии отдельных лиц или о представляемых социальных институттов, сообществ, групп, на организацию проведения конкретной деятельности в сфере культуры/спорта/науки и т.д.

 

· Географические названия – свидетельствуют о происходящих событиях

· Целостное событие – в качестве события выступает к-л явление, факт, случай, официальный документ (принятие указа, декрета)

· В коммерческой рекламе часто апелляция к возрастным категориям

· В полит рекламе – апелляция к определенным ценностям (справедливость и т.д.)

=======-интересует и частота, и длительность во времени, и т.д.

 

Единицы анализа, взятые изолированно, могут быть неправильно истоклованы. Мы их рассматриваем на фоне более щироких содержательных структур, которые указывабт на характер членения текста, в пределах которого будем находить либо отсутствие, либо присутствие единицы анализа

 

Единица контекста – для жизненной ситуации – возможна часть текста, для слова – абзац и т.д.

 

Единицы счета - это количественная характеристика единиц информации. (минуты, часы и т.д.). Частота явления, и т.п. – могут совпадать или не совпадать с единицами анализа.

 

 

КОДИФИКАТОР – карточка список категорий анализа переменных, с присвоенными им порядковыми числами. Служит для регистрации единиц анализа и включает в себя все категории-подкатегории. ВСЕ ЕДИНИЦЫ АНАЛИЗА фиксируются в соответствующих графах. И здесь мы строимтаблицу К-А

Инструкции кодировщику – здесь все правила и пояснения, для тех, кто собирает эмпирическую инфу. Здесь описываются единицы аналиаз/счета, примеры, затруднения, спорные моменты и т.д. ===> когда составляем инструкцию:

1)-отражать общую характеристику документа

2)-сказать о том, КАК отбирать документ для анализа

3)-после работы с документом документ не уничтожается и не выбрасывается

4)-описание случаев смыслового расхождения категорий анализа со смыслом текста (здесь обязательно указываем праивла отбора и анализа текстов) + обязательно дается приложение терминологического словаря

5)-дается описание идентификации содержания текста с соответствующими единицами кодификатора

======> приступая к К-А социолог должен иметь:

· 1-кодировальную карточку

· 2-таблицу К-А

· 3-инструкцию кодировщику