Значение фактора времени


Тема 3 ВРЕМЯ РУКОВОДИТЕЛЯ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Резюме

Постановка целей означает взгляд в будущее, ориентацию и концентрацию наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто.

Постановка цели требует выразить в виде четких намерений и в точных формулировках наши явные и скрытые потребности, интересы, желания и задачи, а также сориентировать наши действия и поступки на эти цели и их выполнение.

Процесс постановки целей содержит три фазы:

- поиск целей;

- выявление индивидуальных качеств и способностей;

- формулирование целей.

Определяя цель, следует придерживаться следующих этапов:

- Добейтесь ясности цели (определите, что конкретно вы хотите).«Определите личные и профессиональные ориентиры (инвентаризуйте цели).

- Сопоставьте необходимые для достижения целей средства с реальной ситуацией.

- Определите сроки достижения целей, не забывая о промежуточных целях и результатах.

Если вы зададитесь вопросом, в чем высший смысл всех ваших устремлений, то в итоге скорее всего придете к выводу, что заключается он в достижении жизненных целей.

Если вы стремитесь к профессиональным и деловым успехам, чтобы добиться еще большего удовлетворения, вы должны быть готовы к полной концентрации ваших сил и самоотдаче. И в вашем выборе определяющую роль будет играть то, что вы действительно хотите.

Не следует забывать, что ваши желания должны соответствовать вашим возможностям, которые в свою очередь зависят от ваших наклонностей и способностей.

Практическое задание

1. На основании представленных в данной главе таблиц разработайте индивидуальный:

- баланс успехов и неудач;

- жизненный план.

2. Подготовьте и предложите на обсуждение рекомендации по вопросам:

- как правильно формулировать личные цели;

- как правильно формулировать профессиональные цели;

- как избежать «конфликта целей».

3. Разработайте план достижения ваших целей:

- Напишите или скорректируйте описание вашей деятельности.

- Выпишите основные цели деятельности и определите основ­ные позиции их достижения.

- Выпишите наиболее важные задания, которые помогут вам вы­полнить основные позиции по достижению цели.

- Просчитайте свое исполнительское и творческое время.

- Запаситесь временем на случай непредвиденных неудач.

4. Составьте декларацию жизненных целей.

 

Трудно воспитать делового человека, если он не научится ценить время. Человек, остро чувствующий ценность даже самого крошечного промежутка времени, успевает многое, и кажется, что он не суетится и не спешит. Замечено, что людям, умеющим работать, времени хватает, его у них больше, чем у других. Вспомним шутливый тезис А. .Чехова: «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай».

Власть над временем дается только тому, кто обрел власть над собой, овладел умением управлять собой, с уважением отно­сится ко времени.

Первый директор Центрального института труда Алексей Капитонович Гастев отмечал: «Мы проводим на работе лучшую часть своей жизни. Важно же научиться так работать, чтобы работа была легка. И чтобы она была постоянной жизненной школой».

Вместе с тем каждый человек постоянно своей жизнью подтверждает величайший парадокс времени: сколько бы его ни было отпущено, почти всем его не хватает.

Изучение бюджета времени немецких управляющих показа­ло, что только 8% из них не нуждаются в дополнительном времени, тогда как остальным опрошенным требуется от 10 до 100% добавочного времени. В общей сложности 65% руководителей показали, что могли бы с толком использовать 20% и более (до 100%) дополнительного времени — а это один или два дополнительных рабочих дня в неделю.

Известный эксперт по рационализации труда А. Маккензи опросил в течение своей консультационной деятельности тысячи менеджеров и пришел к следующим выводам.

Из каждых ста менеджеров:

- лишь один имеет достаточно времени;

- десятерым требуется на 10% больше времени;

- сорока менеджерам нужно 25% дополнительного времени;

- остальным не хватает 50% времени.

Парадокс времени гласит: «Мало кто имеет достаточно времени, и все же каждый располагает всем временем, которое у него есть».

Именно в деловом мире наиболее часто употребляют поговорку «Время — деньги», однако:

- время — это не только деньги;

- время дороже денег;

- время — это сама жизнь.

О значении времени можно сказать и следующее:

- время необратимо;

- время нельзя умножить;

- время нельзя накопить;

- время нельзя передать;

- время проходит безвозвратно.

Удачливые руководители обладают различными чертами характера и качествами, но одно качество объединяет их всех: они сознательно и системно используют свое время и высвобождают себя для выполнения истинно управленческих функций и для досуга.

Временем как ресурсом каждый человек располагает изначально в равном количестве. Но результаты его использования у разных людей различны.

Постоянный недостаток времени при напряженном трудовом ритме — явление, наблюдаемое у большинства руководителей во всем мире. Поэтому перед каждой страной стоит сегодня вопрос: как научиться экономить время деловых людей, и прежде всего руководителей?

Руководитель должен уметь ценить фактор времени. К сожалению, в любой сфере труда можно увидеть, что немало рабочего и нерабочего времени расходуется непродуктивно.

Можно сказать, что нередко еще мы попросту растрачиваем время.

Работа в учреждениях часто начинается лишь после 30-минутной раскачки, много времени уходит на перекуры, личные телефонные разговоры. Заседания и совещания нередко начинаются и заканчиваются с опозданием.

Видный теоретик управления Платон Михайлович Керженцев подчеркивал, что время для нас является ценностью особого рода. Его нельзя скапливать и сберегать, оно течет беспрерывно и ежесекундно ускользает от нас. Время неиспользованное погибает безвозвратно.