Принципы аналитической деятельности менеджера


Аналитическая деятельность менеджера – это основные правила, которых должен придерживаться менеджер при наблюдении, анализе и оценке эффективности деятельности подчиненных.

Контроль – это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

Контроль должен быть направлен на выявление, предупреждение отклонений и недостатков, а также на их оперативное устранение.

Перед контролем обычно ставятся следующие цели:

- своевременно и полно вскрыть промахи, ошибки и недостатки в работе подчиненных лиц и структурных подразделений;

- наметить пути устранения недостатков и посредством инструктирования, показа, личного примера и обучения работников оказать им реальную практическую помощь;

- обобщить и распространить передовой опыт работы, показать возможности прогрессивных методов для совершенствования деятельности и системы управления.

В системе управления контроль выполняет ряд задач:

- диагностика состояния дел на предприятии;

- обратная связь с работниками;

- информирование работников о насущных делах на предприятии;

- побуждение и мотивация к деятельности подчиненных;

- организация деятельности всех структурных подразделений;

- изучение и распространение передового опыта.

В процессе контроля необходимо соблюдать четко три аспекта:

- выработка стандартов и критериев;

- измерение реальных результатов деятельности;

- сопоставление плановых и реальных результатов деятельности.

Если выявлены существенные отклонения от заданных стандартов, то должны быть корректирующие меры: устранить настоящую причину отклонения, пересмотреть стандарты или не вмешиваться в работу системы.

При разработке процедуры контроля необходимо принимать во внимание поведение людей. Процесс контроля не должен вызывать негативных эмоций и непреднамеренных срывов в поведении людей. Неудачно спланированный контроль может повлечь изменение целенаправленности всей деятельности на удовлетворение требований контроля, а не на достижение поставленных целей.

К контролю необходимо привлекать весь персонал, доказано, что лучший контроль – это самоконтроль. Для того, чтобы повысить надежность контроля, необходимо расширять границы полномочий персонала.

Эффективный контроль основывается на следующих принципах:

1. Стратегическая направленность. Отражение и поддержание общих приоритетов в организации.

2. Ориентация на результаты. Организация достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат выживаемость в будущем.

3. Соответствие делу. Контроль должен объективно измерять и оценивать то, что действительно важно.

4. Своевременность. Контрольные измерения и оценки должны адекватно соответствовать контролируемому явлению.

5. Гибкость. Контроль должен быть приспособлен к происходящим изменениям во внешней или внутренней среде организации.

6. Простота. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям людей, взаимодействующих с системой контроля и реализующих ее.

7. Экономичность. Любой контроль должен способствовать достижению поставленной цели, а не направлять работу по ложному пути.

Контроль будет эффективным в том случае, если он не является конечным пунктом всего процесса управления, а может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников на новую деятельность.