Решение
Модуль3. Модульные единицы 16, 17
Занятие 14 Двухфакторный дисперсионный анализ
Условие : имеются данные по результатам двухфакторного эксперимента; число наблюдений по вариантам одинаково.
Требуется :установить наличие или отсутствие различий по вариантам и наличия или отсутствия эффекта взаимодействия факторов.
1.1 )Выдвинем три пары гипотез :
первая:
:
и
:
( то есть средние по вариантам первого фактора равны соответственно хотя бы две из них не равны между собой );
вторая :
:
и
:
( то есть средние по вариантам второго фактора равны соответственно хотя бы две из них не равны между собой );
третья:
:эффект взаимодействия отсутствует и
:эффектвзаимодействия имеет место ;
1.2 ) определимся с уровнем значимости ;
1.3 ) гипотезы проверим на основе критерия F- Фишера
1.4 ) расчет трех фактических значений критерия F- Фишера произведем
на основе стандартной программы Excel/
1.5) полученные фактические значения критерия сравним с табличными, которые находятся при следующих степенях свободы :
для первой пары гипотез df (A)= k-1 - для большей дисперсии, при этом
k - число средних ( вариантов ) по первому фактору) и d f (вг) = ( N-1)-
(km -1)- для меньшей дисперсии, при этом N – общее число наблюдений, m- вариантов по второму фактору;
для второй пары гипотез df (B)= m-1 ( для большей дисперсии, при этом
m - число средних ( вариантов ) по второму фактору) и d f (вг) = ( N-1)-
(km -1)- для меньшей дисперсии, при этом N – общее число наблюдений, m- вариантов по второму фактору;
для третьей пары гипотез df (АB)= ( km-1 ) –(k-1)-(m-1 ) - для большей дисперсии, и d f (вг) = ( N-1)- (km -1)- для меньшей дисперсии,
Сравнение фактических и табличных значений критерия позволит сделать соответствующие выводы;
1.6 ) при принятии альтернативной гипотезы по первому или второму фактору следует провести конкретизацию результатов дисперсионного анализа с использованием критерия Q-Тьюки, по методике , изложенной в занятии №13