Роль онтогенеза в формировании свободы деятельности человека


В период индивидуализации и повышении её значимости в процессах антропогенеза возрастает роль онтогенеза по сравнению с филогенетическим развитием человека, так как филогенез всецело зависим от результирующего качества развития индивидуума [8]. Обоснование возрастающего влияния индивидуального развития человека в общем эволюционном процессе заключается в активизации роли человека для собственного развития, и прежде всего развития внутреннего духовного мира как составляющей части общего сознания человечества.

Детские годы в онтогенезе являются уникальным периодом накопления информации о разных аспектах жизни человека, человеческого общества и естественной природы. Детский возраст в онтогенезе – это период, когда человек наиболее открыт миру и при сохранении максимальной свободы от него. В детском периоде последовательно (этапно) формируется основы адаптации к окружающему миру. На начальном этапе закладываются основы адаптации к миру людей – путем освоение достижений и ошибок цивилизации, затем к миру Природы – путем освоение ценностей естественной жизни. Достижения цивилизации - «вторая природа» - имеет высокую значимость для развития человека в детском возрасте и последующие периоды. Существование генетически определенных критических периодов развития тканей и систем предопределяет соответствующие функциональные нагрузки. При функциональной и информационной незадействованности хронологические гены отключаются и потенциальные задатки определенных областей генетической программы невосполнимо утрачиваются. Иллюстрацией информационных пробелов определенных возрастных периодов являются дети-маугли, которые ни в одном из случаев не смогли адаптироваться в общество людей.

Уже в детском возрасте, но наиболее активно в более поздние периоды развития выстраивается формирование собственной шкалы ценностей на основании накопленной информационной базы. Уровень развития сознания человека обусловливает выбор его информационного наполнения, качество обрабатываемой информации способствует дальнейшему прогрессу сознания.

Поскольку шкала жизненных ценностей лежит в основе всей жизнедеятельности человека (определяет внутреннюю мотивацию и выбор человеком собственных целей и средств их достижения), то объем и качественное наполнение информационной базы может быть критерием содержания жизни индивидуума.

Генетическая автономность соотношения индивидуального и социального в человеке создает значительные психоэмоциональные трудности в формировании новой позиции индивидуума на уровне частичного или полного согласия с общепринятыми ценностями. В процессе онтогенеза от индивидуума требуются серьезные и длительные усилия по перестройке своего внутреннего духовного мира, чтобы довести соотношение потребностей частного и общего характера до гармоничного общеиндивидуального уровня. Чем большее количество индивидуумов в процессе своего индивидуального развития трансформирует свой внутренний духовный мир до гармоничного общеиндивидуального состояния, тем качественно выше будет общий уровень массового сознания в данной общественной популяции.

В связи с высокой значимостью результатов индивидуального развития для качественных изменений популяции современная социальная антропология рассматривает онтогенетический цикл в качестве хронологической и функциональной единицы процессов антропогенеза и антропосоциогенеза, движущей силой которых является эволюционные изменения сознания.

В ходе онтогенетического развития индивидуума изменяется уровень его психосоциальной зрелости. Как характеристика одной из форм развития индивидуальности используется антропологическое понятие «личность». Личность – это психологически цельная индивидуальность, которая способна самостоятельно: а) определять цели своей деятельности; б) осуществлять выбор средств для достижения своей цели; в) корректировать свою деятельность в случае несоответствия средств поставленным целям; г) нести ответственность за свой выбор и его последствия.