Экономика


Франция в условиях «Старого порядка» до конца XVIII в. делилась на сенешальства, женералитеты, провинции, которые не были связаны между собой таможенным союзом, не имели единых мер и весов, единой валюты и общенационального законодательства. Большинство населения Франции, и прежде всего иностранцы, были лишены правовой, социальной и религиозной защиты. Всё это задерживало начало рыночных отношений и связанный с этим процесс формирования института гражданского общества в стране.

Всё население Франции в условиях "Старого порядка" было приписано к той или иной профессиональной группе (гильдии), а также к той или иной территории (деревне, округу и т.п.). В отличие от Англии сельское хозяйство Франции не знало конвертируемых форм землепользования - двухпольного и тем более трёхпольного севооборота. На большей части страны отсутствовала аренда земли, за исключением её северо-запада.

Основная масса французского населения - крестьяне - была главным в стране податным сословием. За владение землёй они платили талью – подушную подать, а также массу косвенных платежей в пользу королевской казны: за продажу вина (эд), соли (габель) и т.п. При этом они обязаны были исполнять многочисленные государственные и церковные повинности, включая уплату десятины.

Сохранялось множество феодальных повинностей крестьян, доставшиеся им из глубокой древности: шампар (оброк до ¼ урожая), баналитетные права и др.

Право собственности крестьян на землю никак не было узаконено. Непосредственно участвуя в революции, крестьяне добились этого, постепенно превращаясь в консервативную силу - противников революции. Эта тенденция в настроениях крестьян окончательно утвердилась на всём европейском континенте во второй половине XIX в. Вот почему европейские социал-демократы, в том числе французская социалистическая партия, которая образовалась к концу XIX в., не ставили перед собой задач решения аграрного вопроса в своих странах, считали крестьянство сплошной «реакционной» массой.

Укрепление абсолютистских порядков углубило сословное размежевание во французском обществе, что привело к идеологическому, а затем и политическому расколу страны.

Основы королевской модернизации заложил кардинал Ришелье *, оправдывавший реформирование "Старого порядка" государственными интересами страны (raison d’etate) в области внутренней и внешней политики. Этот курс продолжил его преемник кардинал Мазарини, которого активно поддерживал Людовик XIV, «Король Солнце», и его министр Жан Батист Кольбер.

Реформы Кольбера стали кульминацией эпохи так называемого "просвещённого абсолютизма" во Франции. Королевская власть стала активно вмешиваться в экономику, проводя политику меркантилизма. Кольбер предложил установить жесткую систему протекционизма, использовал механизмы государственного долга для поощрения мануфактурного производства и внешней торговли, поощрял колониальную экспансию страны. Всё это толкало Францию не только на установление своего экономического и военного господства на европейском континенте, но также на расширение французского влияния в Канаде, Индии, странах Африки и Карибского бассейна.

Французская монархия способствовала процессу первоначального накопления капитала и утверждению в стране рыночных отношений. Необходимости во французской революции в конце XVIII в. не было, по мнению Ф. Фюре, ибо задолго до неё, начиная с реформ Кольбера, во Франции началось «обуржуазивание» ряда регионов 8. Можно выделить северо-запад страны - Парижский бассейн, где господствовала денежная рента, а феодальная собиралась в размере не более 20%. Издольная аренда приносили доходов больше, чем феодальные повинности. Французские власти, заботясь о пополнении королевской казны, активно поощряли развитие рыночных отношений в стране, разрешая огораживания, издавая массу королевских деклараций о распашке нови и т.д. Всё это разрушало вассально-ленные связи, исключало личную зависимость крестьян. К концу XVIII в. в Парижском бассейне насчитывалось свыше тысячи семей «новых дворян», которые в отличие от английского провинциального дворянства - "джентри" занимались не овцеводством и земледелием, а были главным образом владельцами копей и рудников. В 1791 г. герцог Орлеанский открыл первую в стране хлопчатобумажную фабрику с паровым двигателем. Дворянство контролировало угледобычу в Анзене и Кармо, железоделательное производство на заводах Крезо и Ниденбрунна, отрасли промышленности, устремлённые в будущее, господствовало в акционерных компаниях, владело предприятиями, оснащенными самой передовой для того времени техникой и нанимавшими большое количество рабочих.

Развитие многоукладной экономики естественным образом углубило гетерогенность (многослойность) французского общества, завершило оформление сословного строя.

К концу XVIII в. первое сословие Франции духовенство (1% населения) имело 10 % земли. Священников в стране было около 100 000, но только малая часть из них пользовалась налогами с крестьян, в частности десятиной. Большинство служителей французской церкви было бедным, и поэтому многие из них поддержали революцию.

Второе сословие представляли нотабли (французское дворянство), насчитывавшее к концу XVIII в. примерно 400 тыс. Однако это сословие, как и первое, не было единым. Выделялись «дворяне шпаги» (термин зародился во времена Средневековья). Это были в основном бедные дворяне, находившиеся, как правило, на военной службе у короля. Богатые дворяне - «дворяне мантии»- занимали большие должности в государстве (отсюда их титул).

Во второй половине XVIII в. в Западной Европе произошли важнейшие формационные изменения, связанные с обратимостью зарождавшихся буржуазных отношений. Начал развиваться процесс рефеодализации в форме так называемой «феодальной реакции» (в странах Южной Европы - в Италии, Испании, Португалии, этот процесс происходил век назад, в середине XVII в.). Это явление, безусловно, повлияло на все сословия, но прежде всего сказалось на дворянах, которые стремились закрепить феодальные отношения в своих странах. Во Франции, в частности, возник институт февдистов, который занимался поиском вековых повинностей крестьян. На Юге страны февдисты отыскали даже полторы тысячи крепостных, хотя в целом, как известно, Западная Европа крепостничества как социально-экономической системы не знала. Кстати сказать, должность февдиста исполнял и Робеспьер, адвокат из провинции Аррас, будущий вождь французских якобинцев.

Авторы школы "Анналов" и их последователи в отечественной историографии (А.Д. Люблинская, А.В. Адо, А.В. Чудинов и др.) рассматривают процесс рефеодализации как ответную реакцию дворян на генезис капитализма на европейском континенте. Эти ученые считают,что феодалы всей Европы в условиях асинхронного зарождения буржуазных отношений стремились приспособиться к развитию капитализма в своих странах. Они использовали процесс рефеодализации как более доступное им средство для первоначального накопления капитала. Помещики Центральной и Восточной Европы с этой целью осуществили в первой половине ХIX в. "второе издание крепостничества" 9.

Третье сословие составляло 95-97 % населения Франции. В его рядах были французские буржуа, служащие, городской плебс (санкюлоты), крестьянство. Именно с этим сословием современные авторы связывают зарождение в XVII-XVIII вв. общественного мнения в стране *.

В настоящее время третье сословие, трансформировавшееся в средний класс, доминирует в экономической и общественно-политической жизни практически во всех странах Европы и Америки. Накануне революции XVIII в. во Франции зародилось учение физиократов, обосновавшее право частной собственности на землю в интересах патриархального мелкого крестьянского хозяйства. Физиократы отстаивали принцип невмешательства государства в экономическую жизнь, критиковали откупную систему налогов и были сторонниками установления единого налога на "чистый продукт" землевладельцев. Их учение подтолкнуло французскую монархию разрешить свободную торговлю хлебом. Однако реальное развитие рыночных отношений в стране сдерживал начавшийся в это время кризис французского абсолютизма, который процветал, как уже подчёркивалось выше, при Людовике XIV.

Эти обстоятельства склонили короля согласиться на проведение реформ, которые разработал Генеральный контролер финансов Тюрго, крупный ученый, обладавший большим практическим опытом. Тюрго предлагал ликвидировать налоговые привилегии духовенства и дворянства, положить конец глубоко порочной практике сбора налогов, основанной на системе откупов. Он также планировал сократить военные расходы и снизить уровень затрат на содержание королевского двора, на что приходилось тратить 4 - 5 % всех доходов казны.

Тюрго удалось улучшить и удешевить работу финансового управления страной. Он даже сумел сократить военные расходы, но с расходами

королевского двора ему не удалось справиться. В мае 1776 г. Тюрго получил отставку. Такая же участь постигла его преемника Неккера в 1781 г., когда он, опубликовав отчет о состоянии финансов (прежде Неккер фальсифицировал отчеты, скрывая наличие дефицита в бюджете), впервые показал расточительство двора.

Финансовую ситуацию в стране усугубляли затраты королевского дома на помощь американским патриотам в их борьбе за независимость от Англии. Так Людовик XVI мстил англичанам за то, что те в ходе Семилетней войны отторгли у Франции часть её колониальных владений в Канаде. В годы войны в Америке государственный долг Франции увеличился более чем вдвое. Сложные финансовые трудности страны заставили правительство маневрировать, вернуться к планам Неккера и Тюрго. Новый Генеральный контролер Калонн порекомендовал ввести поземельный налог, который бы платили и привилегированные сословия. Решено было вынести этот вопрос на суд Совета нотаблей. Собрание нотаблей в 1787 г. отказалось утвердить новый налог. Калонн был обвинён в злоупотреблениях и отправлен в отставку. Привилегированные сословия - духовенство и дворяне - отказывались признать принцип равенства налогообложения, а без этого решить финансовые проблемы страны было невозможно.

К концу 80-х гг. XVIII в. наступило банкротство французской казны. Половина всех королевских доходов уходила на оплату государственного долга - 126 млн. ливров ежегодно. Общий долг страны к этому времени составил 4 триллиона ливров. При этом французское правительство, в отличие, например, от английского или голландского, не имело чётко налаженной системы сбора средств на погашение своих долгов.

Местные сеньоры выражали свою готовность помочь в разрешении финансовых проблем, но только при условии расширения их политических прав. Таким путём провинциальное дворянство, повторяя опыт дворянской Фронды середины XVII в., пыталось ограничить абсолютную власть короля.

В этих условиях французские аристократы и церковь потребовали созыва Генеральных штатов, высшего органа сословного представительства духовенства, дворянства и городов, активизировавшего свою деятельность со времён Столетней войны 1337-1453 гг. Аристократы и духовенство рассчитывали, используя решения национального парламента и поддержку короля, увеличить бремя налогов на третье сословие.

Сменивший Калонна на посту Генерального контролёра архиепископ Тулузы Люмени де Бриенн в изменившихся обстоятельствах попытался в очередной раз склонить местные парламенты принять «план Калонна» и обойтись таким образом без созыва Генеральных штатов. Усиление роли общегосударственного парламента окончательно подорвало бы абсолютную власть Людовика XVI, что в свою очередь способствовало бы укреплению политического влияния аристократов. После отказа местных парламентов в очередной раз утвердить равенство налогооблажения король объявил об их роспуске.

В стране наступила политическая анархия, и это вынудило королевский двор пойти, наконец, на созыв общенационального собрания, которое не собиралось с 1614 г.