Сервисное (служебное) ПО – программные средства дополнения и расширения возможностей СПО с точки зрения дружественности их к пользователю.


Операционная оболочка – специальная программа (модуль) или комплект программ, обеспечивающие обличение (улучшение) общения пользователя с операционной системой.

Операционная система – совокупность программных модулей, обеспечивающих работоспособность ТС на внутреннем уровне, т.е. собственно функционирования ЭВМ в процессе решения информационных задач.

Системное программное обеспечение в целом позволяет:

1. создавать операционную среду функционирования других программ (прикладного ПО).

2. обеспечивать эффективную и надежную работу самих ТС.

3. диагностировать работоспособность практических всех модулей ТС и ПО.

4. выполнять вспомогательные технологические процессы (копирование, архивирование, восстановление файлов и т.п.)

СПО ориентированно на конкретные ТС, являясь их неотъемлемым дополнением. Обслуживание СПО выполняют пользователи профессионалы, однако знание основных положений построения и работы СПО необходимо любым пользователям вычислительной техники. Рассмотрим основные элементы СПО. Операционные системы ЭВМ (ОС ЭВМ) начали создаваться в 60-х годах XX века, как средство облегчения действий пользователя по управлению ЭВМ в процессе решения ими любых задач. За прошедшие четыре десятилетия ОС прошли грандиозный путь развития, позволяя в настоящее время организовывать эффективную работу ЭВМ с точки зрения быстродействия, безотказности, предоставление использования ЭВМ не только для специалистов, но и для пользователей с достаточно низкой квалификацией. Все ОС можно характеризовать по следующим признакам:

1. количество решаемых задач одновременно.

2. количество одновременно работающих (обслуживаемых пользователем) программ.

3. универсальность по отношению к ТС.

4. возможность обслуживания одной или несколько ЭВМ.

По первому признаку ОС бывают одно или многозадачными в соответствии с числом параллельно решаемых задач. Многозадачной считается система, позволяющая параллельно с одной решаемой задачей решать другую. Например, организовывать вывод информации на печать параллельно решению другой задачи.

По второму признаку ОС бывают одно или многопользовательские в соответствии с количеством одновременно работающих с ресурсами ЭВМ пользователей. Как правило, многопользовательские ОС требуют наличие специальных каналов в ТС или сетей, обеспечивающих параллельное обслуживание пользователей.

По третьему признаку ОС делятся на:

1. переносными.

2. непереносными на другие типы ЭВМ.

Как правило ОС переносима в пределах одного семейства ЭВМ, и непереносима на другие.

По четвертому признаку ОС могут быть сетевыми и несетевыми. Сетевые позволяют обслуживать пользователя не только при работе с конкретной ЭВМ, но и сетью в которую ЭВМ включена. Несетевые осуществляют работу только с конкретной ЭВМ. Типичными для настоящего времени являются ОС: MS DOS, Windows, Unix. Как правило, в названии указывается либо версия, либо год издания. MS DOS создана в 1981 г. фирмой Microsoft, в качестве версии использовалась от 2.0 до 7.0. В 1996 г. MS DOS превратилась в часть Windows 95. Windows – многозаданная ОС с графическим интерфейсом пользователя и достаточно широкими сетевыми возможностями. Уже есть 98, 2000, NT, рассчитанные на ПЭВМ семейства Pentium семейства IBM. Unix – многопользовательская и многозаданная ОС со сферой применения в профессиональных ЭВМ и локальных сетях. Основное достоинство – возможность использования в одной вычислительной системе разнородных ТС и ПО. Разработчик – фирма BELL.