Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевой акт», «мышление».


Предмет психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к языку.

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

План

1. Предмет психолингвистики. Специфика психолингвистического подхода к языку.

2. Соотношение понятий: «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевой
акт», «мышление».

3. Единицы мышления.

4. Методы и проблемы изучения языка в русле психолингвистики.

5. История возникновения психолингвистики.

6. Структура курса «Основы теории речевой деятельности»

Теория речевой деятельности, или психолингвистика – это наука, изучающая психические процессы, происходящие в сознании человека, 1) когда он говорит, слушает, читает, пишет, изучает иностранный язык, овладевает родным языком; 2) а также, когда нормальный ход владения речью нарушен (из-за травм, инсультов и т.д.). Другими словами, психолингвистикаизучает процессы порождения, восприятия, понимания, развития речи; разрабатывает модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека.

Психолингвистика возникла в мировой науке в ХХ веке в рамках нового научного (антропоцентрического) подхода, когда в центр исследования ставится человек. Ранее в науке преобладала системно-структурная парадигма, в рамках которой язык рассматривался как отделённый от человека, как абсолютный объект изучения, не связанный с человеком. Поэтому психологические и мыслительные процессы, происходящие во время речи, игнорировались.

К новой антропоцентрической парадигме относятся такие лингвистические дисциплины: теория коммуникации (в центре внимания – акт общения и его структура), прагматика (эмоционально-экспрессивные человеческие проявления в языке), когнитивная лингвистика (наука о способах формирования, хранения и переработки знаний в сознании человека), лингвокультурология (изучает отражение в языке культурной информации), психолингвистика (наука о моделях речевой деятельности и речевом устройстве мозга).

Традиционно для описания того, что мы делаем во время речи, используются термины: «язык», «речь», «речевая деятельность», «речевой акт», «мышление». Рассмотрим, что они обозначают. Разделение понятий «язык» – «речь» произошло в работах немецкого учёного ХІХ века Вильгельма фон Гумбольдта и позже, в начале ХХ века в трудах швейцарца Фердинанда де Соссюра. После Соссюра языкстали понимать как код, систему объективно существующих, социально закреплённых знаков, соотносящих смысл и звучание, а также правила употребления этих знаков и соотношение между собой. Речьпонималась как конкретное говорение, протекающее в пространстве и времени, облечённое взвуковую или письменную форму; а также его результаты – речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом (высказывания, тексты).

В 1931 г. русский учёный Л.В. Щерба ввёл термин «речевая деятельность», понимая под ним говорение, слушание, чтение, письмо и отделяя от него языковой материал – совокупность сказанного и написанного.

Концепция речевой деятельности разрабатывалась также в психологии. Согласно взглядам Л.С. Выготского (его труд «Мышление и речь» вышел в 30-е годы ХХ века), речевая деятельность рассматривается как динамичное явление, зависящее от ряда факторов: мотива (причин) речи, потребностей индивида, цели, средств реализации и результата общения. По Выготскому, речевая деятельность состоит из динамичных речевых действий (актов), входящих в другую, практическую или теоретическую деятельность человека.

Речевой акт исследовали также европейские и американские учёные: Дж. Остин, Дж. Р Сёрл, Р. Якобсон. С их точки зрения, речевой акт имеет следующую структуру: говорящий, слушатель, обстоятельства речи; фрагмент действительности, о котором сообщается (тема); языковой код (грамматика и словарь), целенаправленность речи; результат речи, создающий новую ситуацию общения; установление контакта между собеседниками.

Речевая деятельность сопровождается также скрытыми мыслительными процессами, не поддающимися прямому наблюдению.