Оценивание учебных достижений в области права


В современной правительственной Концепции модернизации образования содержание образования рассматривается как обоб­щенный социальный опыт человечества, включающий четыре элемента:

— опыт познавательной деятельности или знаний;

— опыт осуществления известных способов деятельности или умений действовать по образцу;

— опыт творческой деятельности или умений принимать нестан­дартные решения;

— социальный опыт и ценностные ориентации.

Таким образом, в содержании образования все более очевидным становится отход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу, объединяющему интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования.

Модернизация содержания образования требует обновления педагогического инструментария, в том числе и системы оценивания учебных достижений учащихся.

Что необходимо изменить в системе оценивания в правовом образовании школьников? Для того чтобы ответить на этот во­прос, необходимо определить, что считать достижениями учащих­ся в правовом образовании. А это прямо связано с целями и зада­чами правового образования.

В концепции структуры и содержания правового образования в школе, в качестве общих целей правового образования в школе названо формирование у детей:

— уважения к праву;

— собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях общества;

— компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности.

Непосредственно в образовательном процессе эти общие цели конкретизируются в следующих задачах: прежде всего ребенок должен приобрести систематические правовые знания, овладеть конкретными умениями в сфере права, а также коммуникативными способностями и на этой основе быть способным к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с непредзаданным результатом.

С учетом названных целей и задач объектом оценивания дости­жений учащихся в правовом образовании могут и должны быть следующие компоненты:

— правовые знания как основа социальных умений и навыков;

— конкретные умения и навыки действия в сфере правоотношений, в том числе умения действовать как по образцу, так и в нестандартных ситуациях;

— ценностные правовые ориентации как готовность личности к осознанному и активному пользованию правами, свободами, выполнению гражданских обязанностей, осознаваемых как общественные и личные ценности

Имеющийся в руках педагогов инструментарий позволяет относительно объективно оценить лишь первый компонент. Традиционная система оценивания направлена главным образом на выяснение знаниевого компонента, и в этой связи новые подходы к оцениванию являются одной из важнейших современных педагогических проблем. Данная проблема стала предметом исследований многих отечественных и зарубежных авторов (М. Я. Адаменский, В. В. Башев, В. Н. Пронькин, Н. И. Элиасберг, Е. В. Яновицкая, Барбара Миллер, Дайана Хесс, Д. Дрейк, М. Левински, Л. Мак Брайда и др.). Прошел ряд международных и региональных семинаров, посвященных вопросам оценивания в правовом и гражданском образовании. Их результатом стало, во-первых, четкое разведение понятий «отметка» и «оценка». Отметка лишь один из инструментов оценивания, но далеко не единственный. Оценить действия ученика можно при помощи, например, слов или жестов. Оценке подлежат как успехи и достижения учащихся, так и эффективность программ и педагогических новаций. При этом оценивание должно быть полезным, чтобы обеспечить информацией всех заинтересованных, включая учеников, учителей, администрацию школы, родителей. Во-вторых, более очевидной стала необходимость комплексного подхода к системе оценивания. Оно должно быть направлено не только на выяснение, в какой мере учащиеся усвоили знания, но и на выявление способности использовать их на практике. Центральным компонентом в правовом образовании являются конкретные умения и навыки и ценностные ориентации, ибо главная цель — воспитание социально активного деятельного человека. В этой связи при оценивании достижений учащихся в правовом образовании важно использовать взаимодополняющие методы. Наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий полезно использовать методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.

И наконец, важным результатом многочисленных исследований данной проблемы стало определение ряда основополагающих критериев оценивания, применимых к разным образовательным областям.

Один из них — «значимость». Смысл его состоит в том, что для оценивания необходимо выбрать лишь самые важные ожидаемые результаты (цели) курса. Известно, что оценивание требует ресурсов (времени и усилий), оно способно стимулировать сам процесс обучения, и потому для оценки стоит отбирать во всем правовом курсе лишь некоторые из ожидаемых результатов, те знания, умения, навыки, ценности, которые действительно являются очень важными в жизни.

Второй критерий — «адекватность», что подразумевает точность инструмента для оценивания, его соответствие тому, что оценивается. Если оценивается готовность учеников пользоваться правами потребителя, то проверочная работа с заданием «перечислить основные права потребителей» не будет адекватным инструментом оценки. Знание прав потребителя еще не означает умение ими пользоваться. Вероятно, для оценки того, каков ученик как потребитель, адекватным было бы задание «разрешить конкретную ситуацию, связанную с нарушением прав потребителя, используя все законные способы поведения».

Третий критерий — «объективность», что достигается путем тщательной разработки конкретных критериев оценивания знаний, умений и социально-активной деятельности учащихся. Каж­дый вид деятельности должен оцениваться по своим критериям (оценка знаний, оценивание коммуникативных навыков, оценивание интеллектуальных умений, оценивание навыков участия в дискуссии, работы в малой группе и т.д.).

Четвертый критерий — «интегрированность» означает, что оценивание должно быть включено в сам процесс обучения, быть его органичной частью.

Весьма важен в оценивании критерий «открытость». Основные требования и формы оценивания должны быть известны учащимся заранее. Учащиеся должны знать, что и как будет оценено, при этом они могут даже принять участие в разработке критериев оценивания.

И наконец, оценивание должно быть корректным, проводиться с соблюдением правовых норм, учитывать интересы и тех, кто проводит оценивание, а также отвечать критерию «простота», что предполагает простые и удобные в применении и пользовании формы оценки.

Используя данные критерии, необходимо разработать конкретные методики оценивания достижений учащихся в правовом образовании.