Конкретные критерии оценок инновационного проекта
Критерии оценок инновационных проектов делятся на следующие группы:
Группа А – цели организации, стратегия, политика и ценности. Критерии:
- совместимость проекта и текущих стратегий организации;
- обоснование изменений в стратегии организации;
- соответствие проекта отношению организации к риску и нововведениям;
- учет временного аспекта: долгосрочный или краткосрочный проект;
- соответствие проекта потенциалу роста организации;
- степень диверсификации организации.
Группа Б. Финансовые показатели:
- размер инвестиций в проект;
- потенциальный годовой размер прибыли;
- ожидаемая норма чистой прибыли;
- стартовые затраты на осуществление проекта;
- необходимость привлечения заемного капитала для финансирования проекта;
- финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;
- прогнозная стабильность поступления доходов от проекта;
- оптимальная структура затрат на проект.
Группа В. Научно-технические критерии (для НИОКР):
- вероятность технического успеха;
- патентная чистота разработок;
- уникальность продукции;
- наличие научно-технических ресурсов для реализации проекта;
- стоимость и время разработки;
- потребности в услугах консультационных фирм.
Группа Г. Производственные критерии:
- необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;
- соответствие проекта имеющимся производственным мощностям;
- наличие производственного персонала: численность и квалификация;
- величина издержек производства;
- потребности в дополнительных производственных мощностей;
- оценка вредного воздействия производственных процессов на окружающую среду;
- правовое обеспечение объекта;
- возможная реакция общественности на осуществление проекта.
Формализация результатов в по данным критериям осуществляется с помощью бальной оценки проекта. Бальная оценка чаще всего проводится с помощью метода экспертных оценок.
Среди критериев отказа от проекта называют:
• период окупаемости проекта, т.е. период, по окончании которого чистый объем поступлений проекта превышает первоначальные инвестиции в проект. На основании этого показателя делается вывод о скорости возвращения вложенных средств: чем меньше период окупаемости, тем привлекательнее проект;
• сумма дисконтированного денежного потока до и после финансирования проекта. Если чистая текущая стоимость больше 0, то проект принимается, если меньше, то отвергается, поскольку поступлений от проекта не хватает на то, чтобы восстановить вложенный капитал и обеспечить минимально требуемый уровень доходности на этот капитал;
• внутренняя норма рентабельности проекта, т.е. соотношение поступлений и инвестиций, дисконтированных по времени;
- соотношение «выгоды/затраты», т.е. отношение дисконтированных выгод к дисконтированным затратам. Отношение больше единицы указывает на то, что проект заслуживает внимания. Проекты, характеризующиеся большим отношением «выгоды/затраты», выгоднее, чем проекты с меньшим отношением.
Модели выбора инновационных проектов могут быть разделены на два крупных класса:
• многофакторные модели, в которых применяются качественные параметры и экспертные оценки;
• нормативные модели, в рамках которых используются количественные критерии и показатели.
Классификация применяемых критериев по группам:
1. финансово-экономические;
2. нормативные;
3. обеспеченности ресурсами;
4. соответствия факторам успеха;
5. стратегические.
1. К финансово-экономическим показателям относят:
• стоимость проекта и источники финансирования;
• чистая текущая стоимость;
• рентабельность (отдача капитальных вложений);
• внутренний коэффициент эффективности;
• период возврата капитальных вложений.
Фирма может осуществлять одновременно несколько инновационных проектов, поэтому необходимо рассчитать оценку воздействия реализации той или иной его стадии на другие проекты в портфеле фирмы.
Важное место при проведении финансово-экономической оценки инновационного проекта занимает оценкапотенциального спроса на новые продукты фирмы или продукты, производимые фирмой с помощью новых технологических процессов. Будущие объемы продаж фирмы зависят также от ее места на рынке, что в свою очередь связано с конкурентоспособностью продуктов и процессов.
Размеры проекта могут играть положительную роль при организации крупномасштабного производства новаторского изделия или продукта, выпускаемого с помощью новых процессов. В этом случае эффект может сказаться в том, что некоторое снижение цены, оправданное уменьшением производственных издержек, вызовет рост спроса на продукцию фирмы. В то же время рассматриваемый фактор может стать серьезным препятствием для реализации проекта, связанного с разработкой наукоемкой продукции, пользующейся ограниченным спросом.
Обязательным условием проведения финансово-экономической оценки инновационного проекта является учет неопределенности будущих доходов, затрат, а также сроков осуществления отдельных этапов проекта. При определении вероятности достижения тех или иных параметров будущих нововведений в процессе оценки и отбора проектов могут использоваться следующие методы:
• экспертные методы;
• аналогия (анализ ретроспективы и экстраполяции);
• моделирование.
2. К числу нормативных критериев относятся следующие группы критериев:
• правовые, включающие нормы национального и международного права;
• требования стандартов, конвенций и т.д.;
• экологические требования;
• патентоспособность и условия соблюдения прав интеллектуальной собственности.
Несоблюдение какого-либо из нормативных критериев может сделать потенциально эффективный проект просто невыполнимым.
3. Ресурсные критерии включают следующие группы:
• научно-технические, с помощью которых определяется имеющийся научно-технический задел и присутствие специалистов соответствующего профиля и квалификации и т.п.;
• производственные, характеризуют наличие мощностей для производства, разработанного инновационного продукта;
• технологические альтернативы подразумевают выявление конкурирующих технологий и проведение анализа сравнительной их эффективности;
• финансовые раскрывают наличие собственных финансовых средств для осуществления НИОКР, организации производственного процесса и возможности использования внешних материальных источников.
4. Для успеха инновационного проекта большое значение могут иметь следующие факторы:
• соответствие проекта стратегическим задачам фирмы;
• четкая рыночная ориентация проекта;
• преодоление информационных барьеров, существующих в сферах НИОКР и нововведений;
• тщательная оценка и отбор проектов;
• достаточность средств для проведения НИОКР (в ряде отраслей этот фактор является решающим для успеха);
• тип инновационного проекта (вероятность продуктовых нововведений ниже, чем технологических);
• поощрение творческих стремлений персонала;
• участие в реализации проекта высшего руководства фирмы;
• эффективное управление проектом.
5. Особую роль играютстратегические критерии, среди которых выделяют:
соответствие проекта корпоративной и инновационной стратегии фирмы;
адекватность степени риска принятым в фирме представлениям;
соответствие сроков достижения поставленным целям;
соответствие политическим и социальным условиям;
перспективные возможности развития выбранного научно-технического направления, его воздействие на характер конкуренции.
Несоответствие проекта хотя бы одному из стратегических критериев, как правило, делает проект неприемлемым для фирмы. В этом случае возможны два решения:
• отказ от проекта;
• изменение исходных параметров проекта - качественных, временных или стоимостных характеристик.
Таким образом,оценка и отбор инновационного предпринимательского проекта могут базироваться на различных методиках и ориентироваться на различные критерии. Выбор методики и критериев зависит от специфики нововведения, типа отрасли и ряда других факторов. Окончательное решение принимается предпринимателем и согласовывается с инвесторами, партнерами, контрагентами. Специфика инновационной деятельности предполагает активное использование как методов финансово-экономической оценки, так и многофакторных методов, учет самых разных критериев, любой из которых может оказаться решающим в процессе принятия решения относительно проекта.