Конкретные критерии оценок инновационного проекта


Критерии оценок инновационных проектов делятся на следующие группы:

Группа А – цели организации, стратегия, политика и ценности. Критерии:

- совместимость проекта и текущих стратегий организации;

- обоснование изменений в стратегии организации;

- соответствие проекта отношению организации к риску и нововведениям;

- учет временного аспекта: долгосрочный или краткосрочный проект;

- соответствие проекта потенциалу роста организации;

- степень диверсификации организации.

Группа Б. Финансовые показатели:

- размер инвестиций в проект;

- потенциальный годовой размер прибыли;

- ожидаемая норма чистой прибыли;

- стартовые затраты на осуществление проекта;

- необходимость привлечения заемного капитала для финансирования проекта;

- финансовый риск, связанный с осуществлением проекта;

- прогнозная стабильность поступления доходов от проекта;

- оптимальная структура затрат на проект.

Группа В. Научно-технические критерии (для НИОКР):

- вероятность технического успеха;

- патентная чистота разработок;

- уникальность продукции;

- наличие научно-технических ресурсов для реализации проекта;

- стоимость и время разработки;

- потребности в услугах консультационных фирм.

Группа Г. Производственные критерии:

- необходимость технологических нововведений для осуществления проекта;

- соответствие проекта имеющимся производственным мощностям;

- наличие производственного персонала: численность и квалификация;

- величина издержек производства;

- потребности в дополнительных производственных мощностей;

- оценка вредного воздействия производственных процессов на окружающую среду;

- правовое обеспечение объекта;

- возможная реакция общественности на осуществление проекта.

Формализация результатов в по данным критериям осуществляется с помощью бальной оценки проекта. Бальная оценка чаще всего проводится с помощью метода экспертных оценок.

Среди критериев отказа от проекта называют:

• период окупаемости проекта, т.е. период, по окончании которого чистый объем поступлений проекта превышает первоначальные инвестиции в проект. На основании этого показателя делается вывод о скорости возвращения вложенных средств: чем меньше период окупаемости, тем привлекательнее проект;

• сумма дисконтированного денежного потока до и после финансирования проекта. Если чистая текущая стоимость больше 0, то проект принимается, если меньше, то отвергается, поскольку поступлений от проекта не хватает на то, чтобы восстановить вложенный капитал и обеспечить минимально требуемый уровень доходно­сти на этот капитал;

• внутренняя норма рентабельности проекта, т.е. соотно­шение поступлений и инвестиций, дисконтированных по времени;

- соотношение «выгоды/затраты», т.е. отношение дискон­тированных выгод к дисконтированным затратам. От­ношение больше единицы указывает на то, что проект заслуживает внимания. Проекты, характеризующиеся большим отношением «выгоды/затраты», выгоднее, чем проекты с меньшим отношением.

Модели выбора инновационных проектов могут быть раз­делены на два крупных класса:

многофакторные модели, в которых применяются качественные параметры и экспертные оценки;

нормативные модели, в рамках которых используются количественные критерии и показатели.

Классификация применяемых критериев по группам:

1. финансово-экономические;

2. нормативные;

3. обеспеченности ресурсами;

4. соответствия факторам успеха;

5. стратегические.

1. К финансово-экономическим показателям относят:

• стоимость проекта и источники финансирования;

• чистая текущая стоимость;

• рентабельность (отдача капитальных вложений);

• внутренний коэффициент эффективности;

• период возврата капитальных вложений.

Фирма может осуществлять одновременно несколько инновационных проектов, поэтому необходимо рассчитать оценку воздействия реализации той или иной его стадии на другие проекты в портфеле фирмы.

Важное место при проведении финансово-экономической оценки инновационного проекта занимает оценкапотенциально­го спроса на новые продукты фирмы или продукты, производи­мые фирмой с помощью новых технологических процессов. Бу­дущие объемы продаж фирмы зависят также от ее места на рын­ке, что в свою очередь связано с конкурентоспособностью продуктов и процессов.

Размеры проекта могут играть положительную роль при ор­ганизации крупномасштабного производства новаторского из­делия или продукта, выпускаемого с помощью новых процессов. В этом случае эффект может сказаться в том, что некоторое снижение цены, оправданное уменьшением производственных издержек, вызовет рост спроса на про­дукцию фирмы. В то же время рассматриваемый фактор может стать серьезным препятствием для реализации проекта, связан­ного с разработкой наукоемкой продукции, пользующейся ограниченным спросом.

Обя­зательным условием проведения финансово-экономической оценки инновационного проекта является учет неопределенности будущих доходов, затрат, а также сроков осуществления отдельных этапов проекта. При определении вероятности достижения тех или иных параметров будущих нововведений в процессе оценки и отбора проектов могут использоваться следующие методы:

• экспертные методы;

• аналогия (анализ ретроспективы и экстраполяции);

• моделирование.

2. К числу нормативных критериев относятся следую­щие группы критериев:

• правовые, включающие нормы национального и международ­ного права;

• требования стандартов, конвенций и т.д.;

• экологические требования;

• патентоспособность и условия соблюдения прав ин­теллектуальной собственности.

Несоблюдение какого-либо из нормативных критериев мо­жет сделать потенциально эффективный проект просто невы­полнимым.

3. Ресурсные критерии включают следующие группы:

научно-технические, с помощью которых определяется имеющийся на­учно-технический задел и присутствие специалистов соответствующего профиля и квалификации и т.п.;

производственные, характеризуют наличие мощностей для производства, разработанного инновационного продукта;

технологические альтернативы подразумевают выявление конкурирующих технологий и проведение анализа сравнительной их эффективности;

финансовые раскрывают наличие собственных финансовых средств для осуществления НИОКР, организации производственного процесса и возможности использования внешних материальных источников.

4. Для успеха инно­вационного проекта большое значение могут иметь следующие факторы:

соответствие проекта стратегическим задачам фирмы;

четкая рыночная ориентация проекта;

• преодоление информационных барьеров, существующих в сферах НИОКР и нововведений;

• тщательная оценка и отбор проектов;

• достаточность средств для проведения НИОКР (в ряде от­раслей этот фактор является решающим для успеха);

• тип инновационного проекта (вероят­ность продуктовых нововведений ниже, чем технологи­ческих);

• поощрение творческих стремлений персонала;

• участие в реализации проекта высшего руководства фир­мы;

• эффективное управление проектом.

5. Особую роль играютстратегические критерии, среди которых выделяют:

соответствие про­екта корпоративной и инновационной стратегии фирмы;

адек­ватность степени риска принятым в фирме представлениям;

со­ответствие сроков достижения поставленным целям;

соответствие политическим и социальным условиям;

перспективные возможности развития выбранного научно-технического направления, его воздействие на характер конку­ренции.

Несоответствие проекта хотя бы одному из стратегиче­ских критериев, как правило, делает проект неприемлемым для фирмы. В этом случае возможны два решения:

• отказ от проекта;

• изменение исходных параметров проекта - каче­ственных, временных или стоимостных характеристик.

Таким образом,оценка и отбор инновационного предприни­мательского проекта могут базироваться на различных методи­ках и ориентироваться на различные критерии. Выбор методики и критериев зависит от специфики нововведения, типа отрасли и ряда других факторов. Окончательное решение принимается предпринимателем и согласовывается с инвесторами, партнера­ми, контрагентами. Специфика инновационной деятельности предполагает активное использование как методов финансово-экономической оценки, так и многофакторных методов, учет самых разных критериев, любой из которых может оказаться решающим в процессе принятия решения относительно проекта.