Этапы инновационного проектирования


Декларация о намерениях

На предпроектной стадии заказчик или инвестор исходя из своих целей и анализа ситуации подготавливает декларацию о намерениях. В этом документе реализуется замысел инвестора. В процессе ее подготовки анализируются:

o потребность в конечных результатах.

o имеющиеся ресурсы.

o влияние проекта на окружающую среду.

o общий инвестиционный климат.

o уровень качества и стоимость.

При подготовке этого документа участвуют консультанты и эксперты в области управления проектами.

Декларация о намерениях особенно необходима при осуществлении проектов в области строительства. В этом случае она может содержать следующие сведения:

- инвестор или заказчик и его адрес;

- местоположение объекта;

- характеристика объекта (объем производства продукции, срок строительства и ввод объекта в эксплуатацию);

- обоснование необходимости намечаемой деятельности;

- потребность в ресурсах при строительстве и эксплуатации,

- перечень основных сооружений и их строительные характеристики;

- транспортное обеспечение;

- возможность влияния на окружающую среду;

- источники финансирования;

- сроки намечаемого строительства.

Декларация направляется в местные органы государственного управления, обладающие правом предоставления земельных участков. После получения положительного решения по поводу намерений и альтернативных предложений о размещении строительства объекта заказчик принимает решение о разработке технико-экономического обоснования.

 

Тема 7. Организация разработки инновационных проектов

 

  1. Этапы инновационного проектирования.
  2. Виды рисков по объекту нововведения.
  3. Основные показатели доходности.
  4. Конкретные критерии оценок инновационного проекта.

 

 

Разработка инновационного проекта представляет собой научно-исследовательскую работу, связанную с постановкой цели проекта, формулированием его концепции, планированием и оформлением проектно-сметной документации. Концепция инновационного проекта должна определять варианты его реализации, формировать основные цели и ожидаемые конечные результаты, оценивать конкурентоспособность, перспективность результатов проекта, а также оценивать его возможную эффективность.

Понятие «инновационный проект» употребляется в двух смыслах:

o как дело, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий для достижения определенных целей;

o как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо мероприятий.

В процессе разработки концепции инновационного проекта можно выделить следующие этапы:

• формирование инновационной идеи и постановка цели проекта;

• маркетинговые исследования идеи проекта;

• структуризация проекта;

• анализ риска и неопределенности;

• выбор варианта реализации проекта.

Формирование инновационной идеи рассматривается с двух позиций:

составляет основу проекта и отражает постановку генеральной (конечной) цели (создание нового товара, услуги, организационные преобразования в отрасли, регионе, на действующем предприятии);

задуманный план действий, т. е. способы или пути достижения цели проекта.

Идея может возникнуть спонтанно или быть результатом длительного процесса, итогом коллективной экспертизы или индивидуального анализа.

К способам генерирования и формирования инновационных идей относятся:

методы выявления мнений (интервью, анкетирования, написание сценариев);

творческие методы (мозговая атака, морфологический анализ, метод Дельфи).

Параллельно с формированием инновационной идеи проекта проводятся ее маркетинговые исследования по следующим направлениям:

устанавливаются возможные потребители целевого продукта проекта;

анализируются возможности и экономическая целесообразность замены производимой продукции новыми видами продукции;

изучается структура отраслей, обеспечива­ющих реализацию проекта сырьем, энергоресурсами, комплектующими изделиями и т.д.;

анализируются новые сферы использования конечного продукта проекта;

исследуются экономические и социальные последствия реализации проекта.

Результаты маркетинговых исследований выражаются в конкретных количественных значениях параметров проекта.

При структуризации инновационного проекта устанавливается состав функциональных элементов, которые необходимы для полного и комплексного его решения. Инструментом структуризации проблемы является дерево целей, которое представляет собой иерархическую систему, имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

Построение дерева целей базируется на использовании экспертных оценок специалистов, которые по каждому из элементов, включая и альтернативные, определяются необходимые целевые показатели. Кроме них по каждому из элементов дерева целей устанавливаются ограничивающие параметры, определяющие особые условия достижения целей и требования, которые обязательно должны быть выдержаны при реализации проекта. Состав таких параметров, их значения подбираются и обосновываются экспертами исходя из специфики проекта.

Результатом структуризации проекта является перечень мероприятий (состав заданий, тем и работ), выполнение которых необходимо для достижения в установленные сроки целевых значений проекта по каждому из его вариантов.