Особенности типологии книги, предложенные А. Гречихиным и С. Омильянчуком


Разработанная А. Гречихиным универсальная типологическая модель книги, прежде всего, отражает типологический метод как определенную систему различных методов частного порядка. В этом вопросе ученый исходит из той точки зрения, какая понимает «системный подход системно». В книговедческой литературе нет однозначного толкования типологического метода как системы. С учетом исторического опыта и современных достижений типологии книги А. Гречихин представляет типологический метод в следующем составе взаимосвязанных частных методов: историко-типологический, функционально-типологический, структурно-типологический, компонентно-типологический, коммуникативно-типологический, ценностно-типологический, статистико-типологический, типологическое моделирование.

Применительно к универсальной типологической модели книги А. Гречихин использует опыт библиографии и научно-информационной деятельности, где для обозначения соответствующих категорий широко применяются следующие термины: сигнальный (новый, информационный, документальный), оценочный (научный, критический), рекомендательный (полезный, массовый, прагматический). Сигнальный тип книги определяет как бы этап введения в систему информационного общения новой социальной информации (книги), то есть информирования и документального подтверждения ее наличия; оценочный тип — этап проверки социальной информации (книги) на общественную значимость (прежде всего, на научную значимость); рекомендательный тип — этап непосредственного использования социальной информации (книги) путем отбора в каждом конкретном случае лучшей и наиболее действенной из всего разнообразия их. Ясно, что каждый этап движения книги в системе информационного общения связан с определенной ценностной информацией, причем не только в содержании, но и (с учетом коммуникативной природы книги) во всех возможных ее составляющих.

Именно ценностную обусловленность книги, как способа информационного общения, ученый считает возможным положить в основу ее систематизации на высшем, типовом уровне. Такой подход соответствует и основополагающему в данном случае принципу деятельности. Другими словами, ценностно-типологическая подсистема категорий в данной модели динамически трансформирует все другие подсистемы, позволяя сформировать универсальную типологическую модель книги как открытую, развивающуюся систему.

Подсистемы включаются в типологическую модель не линейно и даже не иерархически, а интегрально, диалектически, то есть в полном соответствии с оптимальной ступенью воспроизведения их системной всесторонности и целостности.


А. Гречихин выделяет следующие категории типологизации:

1) цель (целевое, социальное назначение или функция) — научная категория, отражающая сущность той задачи информационного общения, которая реализуется в данной книге;

2) предмет (содержание, тема) — научная категория, отражающая особенности социальной информации как содержания данной книги;

3) метод — научная категория, отражающая способы логического (мыслительного) достижения поставленной цели информационного общения в данной книге;

4) жанр (знаковая, литературная форма) — научная категория, отражающая способы семиотического воспроизведения содержания (социальной информации) в данной книге;

5) социальная значимость — научная категория, отражающая качественную избирательность (новизна, ценность и полезность) социальной информации как содержания данной книги;

6) полнота — научная категория, отражающая количественную избирательность социальной информации как содержания данной книги;

7) социальный уровень — научная категория, отражающая место (координаты) данной книги в системе информационного общения;

8) структура — научная категория, отражающая способы членения и взаимосвязи социальной информации как содержания данной книги;

9) время — научная категория, отражающая способы историко-хронологического освоения (охвата) социальной информации как содержания данной книги;

10) пространство — научная категория, отражающая способы территориально-географического освоения (охвата) социальной информации как содержания данной книги;

11) материальная конструкция (материально-конструктивный носитель, полиграфическая форма) — научная категория, отражающая способы технологического (полиграфического) «овеществления», опредмечивания социальной информации как содержания данной книги;

12) потребность (читательское назначение, адрес) — научная категория, отражающая социально-психологические возможности освоения и использования социальной информации как содержания данной книги.

Через данные категории Гречихин определяет содержание и состав системного критерия современной типологии книги.

С. Омильянчук определяет книгу как «сложную коммуникационную систему». Сущность этой системы определяется совокупностью признаков, характеризующих ее как диалектическое единство, результат и процесс целенаправленной информационной (семантической, семиотической и коммуникационной) деятельности человека.

Тип издания, по мнению С. П. Омильянчука, это «книговедческая категория, отражающая сущность опосредованного в издании способа организации литературного материала в издание, конкретизацию основного признака вида, его ограничение до рамок задачи популяризации или же специального научного исследования данного материала, иными словами, до одной из составных частей целевого назначения вида». Категория же вида издания отражает «опосредованный в издании во всех его основных признаках и характеристиках, способ организации литературного материала в отдельное издание».

В настоящее время, считает Омильянчук, существует три таких способа, а следовательно, и три вида изданий художественной литературы: собрание сочинений, сборник, издание отдельного произведения.

Своеобразно подходит С. П. Омильянчук к интерпретации критерия типизации как двуединства целевого и читательского назначения, модифицируя его следующим образом. По целевому назначению он выделил два основных типа: популярный и научный. Затем внутри каждого из них, конкретизируя целевое назначение читательским адресом, выделяет две «формы типа»: для изданий популярного типа — популярная и научно-популярная, для изданий научного типа — научная и академическая формы типов. Однако ученый не смог до конца последовательно и логически строго решить основное противоречие, обусловленное двуединством целевого и читательского адреса. В то же время, он предложил очень плодотворную идею комплексного критерия типизации — «способ организации литературного материала в издание», который, согласно его подходу, и выражает сущность издания «во всех основных признаках его».

Таким образом, учеными А. Гречихиным и С. Омильянчуком рассматриваются вопросы типологизации книги в различных аспектах. А. Гречихин разрабатывает целостную универсальную типологическую модель книги. Такая модель, по мнению автора, позволяет более рационально находить пути дальнейшего совершенствования и эффективного использования книги во всем реальном многообразии ее существования. С. П. Омильянчук критерием типизации выдвигает двуединство целевого и читательского назначения.

Но согласно другой позиции, на которой стоит Книжная палата, на основное место при рассмотрении системы изданий ставится вид издания, о чем уже было сказано в начале раздела. Используется понятие и типа издания, который обозначает самый низкий предел систематизации. Тип издания рассматривается как конкретная модель издания, единичное типичное явление, отдельное издание в системе подвида. Тип отражает индивидуальные признаки издания, число которых обычно увеличивается по мере их конкретизации.

Некоторые авторы типологических исследований книги стремятся составить иерархическую классификацию, где разные деления должны быть подчинены друг другу. Но вряд ли такие классификации возможны из-за их искусственности, ведь никто еще не доказал, какое деление должно быть выше, а какое — ниже: некоторые считают, что «тип» — категория, которой подчиняются роды, виды, разновидности, другие считают, что эта категория равна им, третьи полагают под типом низшую классификационную категорию.

Б. Г. Тряпкин в своей работе «Вопросы типологии в современном книговедении» приводит вариант обобщенного деления по видам литературы, который пригоден для обсуждения, но не может быть окончательным:

1) массовая политическая литература;

2) научно-исследовательская литература (теоретическая и экспериментальная);

3) научно-информационная литература;

4) научно-популярная литература;

5) учебная литература;

6) производственная литература;

7) официально-документальная литература;

8) справочная литература;

9) художественная литература;

10) детская литература.

Каждый их видов выделяется совокупностью признаков в зависимости от особенностей содержания, социальной сферы обслуживания, целевого назначения, читательского назначения. Однако в данном делении и в определении функций каждого вида значительную роль играет советская идеология.

Все авторы, исследовавшие вопросы типологии книги, стремятся обязательно создать и разработать «свою» типологию и терминологию, зачастую без учета уже сложившейся и кем-то разработанной типологии.