Развитие феодальных отношений.
Основная часть населения края занималась земледелием и скотоводством. В горной части земледелие было пашенным с применением сохи. В лесных районах левобережья широко применялась подсечная система, однако расчищенные от леса большие участки стали обрабатываться уже при помощи сохи. В качестве тягловой силы применялись в основном лошади.
Широкое распространение в лесных районах имели бортничество и охота. В актах феодального землевладения названы бортные «ухожаи» и «рыбные ловли». Особенно часто они упоминаются применительно к населению, проживавшему по Суре, в ее нижнем течении. Рыбной ловлей население занималось в районах Волги, Суры, Ветлуги и других рек.
Выделившиеся еще раньше различные ремесла получили в XV-первой половине XVI вв. дальнейшее развитие. Расширились сельские промыслы по обработке дерева, кожи. Совершенствовались кузнечное, ювелирное и другие ремесла.
Марийцы вели оживленную торговлю с соседями, в основном медом, воском, мехами. Автор «Казанской истории», описывая поход русских на Казань в 1508 г., отмечал, что на ярмарку на Арское поле приходило «много... черемисы... с рухлом своим из дальних улусов и торговаху з градцкыми людми, продающе и купующе и меняюще».
Русское государство и Казанское ханство, в составе которых в XV-первой половине XVI в. находились марийцы, были феодальными. Под влиянием общественных отношений Руси и Казанского ханства продолжалось развитие феодальных отношений в крае. В северо-западных, северных и северо-восточных его районах эти отношения стали развиваться по феодальному праву Московского княжества, Русского государства, а в других — по феодальному праву Казанского ханства.
Часть земель принадлежала хану и его вассалам -- светским и духовным феодалам. Ханские земли располагались вокруг Казани. Земли, являвшиеся государственной феодальной собственностью, находились в общинном владении татарских, марийских и других ясачных людей, В районы общинных земель иногда вклинивались крупные частные владения, разделявшиеся на вотчинные, тарханные и вакуфные. Большое распространение получила система союргала -- условного феодального владения. Держатель его, получивший землю за военную, административную пли иную службу, являлся владельцем земли и взимал в свою пользу налог. Весь военно-феодальный аппарат Казанского ханства был орудием эксплуатации закрепощенного многонационального населения.
Наиболее крупным феодальным владением, расположенным на территории, населенной марийцами, было Малмыжское. По преданиям, Малмыжу покорялись такие селения, как Пижмари, Ардаял, Постников, Буртек, Сатнур, Четай, Шишинер, Янгулово, Салауев. В былине о падении Малмыжа эпитетами для него являются слова «могучий», «гордый», В период разгрома Казанского ханства малмыжский князь Болтуш становится во главе войска, оказавшего сопротивление русским. Есть указания на существование старинных крупных феодальных владений в Китяке и Пореке, Предания называют имена и некоторых других князей: Алек, Сабатор, Тулбай и др. Трудовая часть населения находилась как под социальным, так и национальным гнетом.
На территории улусов и сотен имелись феодальные замки, или укрепленные городища. Они представляли из себя поселения, защищенные в основном земляными валами, укрепленными дополнительно деревянным тыном. О них говорится в «Казанской истории». Во время осады Казани на русские войска нападали укрывавшиеся в лесу отряды марийских феодалов, поддерживавших казанского хана. В ответ на это русские войска окружили «крепи черемисские», побив марийцев, «остроги их раскопаша». А князь Симон в десять дней «воевавше землю казанскую» и взял «великих же и малых острогов 30». В этих замках имелись не только воины, но и жены с детьми и «всякого их рухла и скота без числа».
Феодалы делились на «больших» и «малых», т. е. более знатных и менее знатных. В летописях имеются упоминания разных категорий: мурз, князей, сотных казаков и др.
Зависимость марийских феодалов от ханства выражалась установленной обязанностью платить со своих «черных людей» ясак, а также являться со своими людьми на войну по первому повелению хана. Право сбора ясака с подвластных людей марийские феодалы приобретали, получив тарханную грамоту, которая давала и некоторые другие права. Вероятно, этими же грамотами определялась обязанность марийских феодалов выступать со своим войском на стороне казанского хана.
Уплата ясака служила внешним выражением подданства. Взимание дани, известное еще со времен разложения родоплеменного общества, в процессе складывания феодального строя превращалось или в сбор государственного налога, или в феодальную ренту.
Ясак в Казанском ханстве представлял собой, с одной стороны, феодальную ренту, так как денежный и хлебный ясак взимался с площади обрабатываемой земли, являвшейся собственностью феодального государства, с другой стороны - - государственный налог. Как первое, так и второе, следовательно, являются формами феодальной эксплуатации. Исходу из известного положения К. Маркса, ясак можно назвать рентой-налогом.
Между татарскими и марийскими феодалами, стремившимися к захвату новых земель, иногда происходили столкновения.
Татарские феодалы постепенно продвигались на северо-восток. Территория, захваченная ими, закреплялась различным путем (например, организация новых административных единиц). Так, были образованы волости Балтасинская, Янгуловская, Арборская, Сизнерская и др. К концу 40-х годов XVI в. лишь узкая полоска осталась от Малмыжского княжества на правом берегу Вятки, большая часть которого оказалась захваченной татарскими феодалами.
Татары, марийцы, удмурты, чуваши, мордва в своем значительном большинстве относились к категории ясачных феодально-зависемых людей. Они в Казанском ханстве, согласно данным ярлыка Сахиб-Гирея, платили ясак (десятинную дань), основную часть которого составлял так называемый «харадж» (дань продуктами), оброк в пользу хана и его семьи, подать на выплату жалованья войску, таможенную пошлину, сельский, поземельный, подымный или подворный налоги. Размеры всех платежей были велики и ложились тяжелым бременем на плечи крестьян. Недаром марийские и чувашские крестьяне в 1551 г. просили русское правительство облегчить им ясак.
В случае передачи крестьян местным феодалам на основе союргала ясачные люди должны были вносить различные платежи также в пользу союргалодержателя.
Кроме того, крестьяне выполняли различные повинности временного характера, например, в период войны. Так, автор «Казанской истории» отмечал, что во время осады Казани русскими марийцев заставляли строить оборонительные укрепления.
При сборе ясака и других платежей ханские чиновники обращались с населением очень жестоко. Во время феодальных усобиц, особенно участившихся в Казанском ханстве в конце XV в. и в 20—30 годы XVI в., феодальный гнет становился еще тягостнее. Большие бедствия приносили населению частые военные столкновения казанских ханов с московскими князьями (особенно при Василии III). Вся тяжесть войн ложилась на плечи трудящихся.
Жестокий гнет феодалов вызывал недовольство крестьян и обусловливал борьбу крестьян с угнетателями. Произошли вооруженные восстания крестьян, и горожан в Казанском ханстве в 1531, 1545.— 1546, 1549 гг.
Тяжелое положение народных масс Казанского ханства, усилившаяся неустойчивость политической власти в нем породили стремление населения края освободиться от власти казанских ханов и войти в состав Российского централизованного государства.