Развитие феодальных отношений.


Основная часть населения края занима­лась земледелием и скотоводством. В горной части земледелие было пашенным с применением сохи. В лесных районах левобережья широко применялась подсечная система, однако расчи­щенные от леса большие участки стали обрабатываться уже при помощи сохи. В качестве тягловой силы применялись в основ­ном лошади.

Широкое распространение в лесных районах имели бортни­чество и охота. В актах феодального землевладения названы бортные «ухожаи» и «рыбные ловли». Особенно часто они упо­минаются применительно к населению, проживавшему по Суре, в ее нижнем течении. Рыбной ловлей население занималось в районах Волги, Суры, Ветлуги и других рек.

Выделившиеся еще раньше различные ремесла получили в XV-первой половине XVI вв. дальнейшее развитие. Расширились сельские промыслы по обработке дерева, кожи. Совершенствова­лись кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Марийцы вели оживленную торговлю с соседями, в основ­ном медом, воском, мехами. Автор «Казанской истории», описы­вая поход русских на Казань в 1508 г., отмечал, что на ярмарку на Арское поле приходило «много... черемисы... с рухлом своим из дальних улусов и торговаху з градцкыми людми, продающе и купующе и меняюще».

Русское государство и Казанское ханство, в составе кото­рых в XV-первой половине XVI в. находились марийцы, были феодальными. Под влиянием общественных отношений Руси и Казанского ханства продолжалось развитие феодальных отно­шений в крае. В северо-западных, северных и северо-восточных его районах эти отношения стали развиваться по феодальному праву Московского княжества, Русского государства, а в дру­гих — по феодальному праву Казанского ханства.

Часть земель принадлежала хану и его вассалам -- свет­ским и духовным феодалам. Ханские земли располагались вокруг Казани. Земли, являвшиеся государственной феодальной собственностью, находились в общинном владении татарских, марийских и других ясачных людей, В районы общинных земель иногда вклинивались крупные частные владения, разделявшиеся на вотчинные, тарханные и вакуфные. Большое распространение получила система союргала -- условного феодального владения. Держатель его, получивший землю за военную, административ­ную пли иную службу, являлся владельцем земли и взимал в свою пользу налог. Весь военно-феодальный аппарат Казанско­го ханства был орудием эксплуатации закрепощенного многонационального населения.

Наиболее крупным феодальным владением, расположенным на территории, населенной марийцами, было Малмыжское. По преданиям, Малмыжу покорялись такие селения, как Пижмари, Ардаял, Постников, Буртек, Сатнур, Четай, Шишинер, Янгулово, Салауев. В былине о падении Малмыжа эпитетами для него являются слова «могучий», «гордый», В период разгрома Казан­ского ханства малмыжский князь Болтуш становится во главе войска, оказавшего сопротивление русским. Есть указания на существование старинных крупных феодальных владений в Китяке и Пореке, Предания называют имена и некоторых других князей: Алек, Сабатор, Тулбай и др. Трудовая часть населения находилась как под социальным, так и национальным гнетом.

На территории улусов и сотен имелись феодальные замки, или укрепленные городища. Они представляли из себя поселе­ния, защищенные в основном земляными валами, укрепленными дополнительно деревянным тыном. О них говорится в «Казан­ской истории». Во время осады Казани на русские войска напа­дали укрывавшиеся в лесу отряды марийских феодалов, поддер­живавших казанского хана. В ответ на это русские войска окру­жили «крепи черемисские», побив марийцев, «остроги их раскопаша». А князь Симон в десять дней «воевавше землю казан­скую» и взял «великих же и малых острогов 30». В этих зам­ках имелись не только воины, но и жены с детьми и «всякого их рухла и скота без числа».

Феодалы делились на «больших» и «малых», т. е. более знат­ных и менее знатных. В летописях имеются упоминания разных категорий: мурз, князей, сотных казаков и др.

Зависимость марийских феодалов от ханства выражалась ус­тановленной обязанностью платить со своих «черных людей» ясак, а также являться со своими людьми на войну по первому повелению хана. Право сбора ясака с подвластных людей ма­рийские феодалы приобретали, получив тарханную грамоту, ко­торая давала и некоторые другие права. Вероятно, этими же грамотами определялась обязанность марийских феодалов вы­ступать со своим войском на стороне казанского хана.

Уплата ясака служила внешним выражением подданства. Взимание дани, известное еще со времен разложения родоплеменного общества, в процессе складывания феодального строя превращалось или в сбор государственного налога, или в фео­дальную ренту.

Ясак в Казанском ханстве представлял собой, с одной сторо­ны, феодальную ренту, так как денежный и хлебный ясак взи­мался с площади обрабатываемой земли, являвшейся собствен­ностью феодального государства, с другой стороны - - государ­ственный налог. Как первое, так и второе, следовательно, явля­ются формами феодальной эксплуатации. Исходу из известного положения К. Маркса, ясак можно назвать рентой-налогом.

Между татарскими и марийскими феодалами, стремившими­ся к захвату новых земель, иногда происходили столкновения.

Татарские феодалы постепенно продвигались на северо-восток. Территория, захваченная ими, закреплялась различным путем (например, организация новых административных единиц). Так, были образованы волости Балтасинская, Янгуловская, Арборская, Сизнерская и др. К концу 40-х годов XVI в. лишь узкая полоска осталась от Малмыжского княжества на правом бере­гу Вятки, большая часть которого оказалась захваченной татар­скими феодалами.

Татары, марийцы, удмурты, чуваши, мордва в своем значи­тельном большинстве относились к категории ясачных феодально-зависемых людей. Они в Казанском ханстве, согласно дан­ным ярлыка Сахиб-Гирея, платили ясак (десятинную дань), ос­новную часть которого составлял так называемый «харадж» (дань продуктами), оброк в пользу хана и его семьи, подать на выплату жалованья войску, таможенную пошлину, сельский, поземельный, подымный или подворный налоги. Размеры всех платежей были велики и ложились тяжелым бременем на пле­чи крестьян. Недаром марийские и чувашские крестьяне в 1551 г. просили русское правительство облегчить им ясак.

В случае передачи крестьян местным феодалам на основе союргала ясачные люди должны были вносить различные пла­тежи также в пользу союргалодержателя.

Кроме того, крестьяне выполняли различные повинности временного характера, например, в период войны. Так, автор «Казанской истории» отмечал, что во время осады Казани рус­скими марийцев заставляли строить оборонительные укрепления.

При сборе ясака и других платежей ханские чиновники об­ращались с населением очень жестоко. Во время феодальных усобиц, особенно участившихся в Казанском ханстве в конце XV в. и в 20—30 годы XVI в., феодальный гнет становился еще тягостнее. Большие бедствия приносили населению частые воен­ные столкновения казанских ханов с московскими князьями (особенно при Василии III). Вся тяжесть войн ложилась на пле­чи трудящихся.

Жестокий гнет феодалов вызывал недовольство крестьян и обусловливал борьбу крестьян с угнетателями. Произошли воо­руженные восстания крестьян, и горожан в Казанском ханстве в 1531, 1545.— 1546, 1549 гг.

Тяжелое положение народных масс Казанского ханства, уси­лившаяся неустойчивость политической власти в нем породили стремление населения края освободиться от власти казанских ханов и войти в состав Российского централизованного госу­дарства.