III. Германское законодательство и обычное право


II. Каноническое право

 

1) Под каноническим правом в данном случае следует понимать законодательство католической церкви за Средние века, вошедшее в состав так назыв. Corpus juris canonici clausum. Corpus juris canonici clausum состоит из следующих 4 частей: a) Decretum Gratiani. Это частная работа монаха Грациана (XII в.), которая состоит из ряда положений, взятых из разных церковных источников (canones), и из положений самого Грациана (dicta Gratiani). Эти dicta имеют целью примирить противоречия, встречающиеся между canones. Обязательную силу имеют только каноны, а не рассуждения Грациана. Decretum делится на три части (partes). b) Decretales Григория IX. Это сборник папских указов (decretales), составленный по приказанию папы Григория IX в 1234 году. Он делится на 5 книг, с подразделением на титулы. c) Liber sextus decretalium, дополнительный сборник папских деклетариев, составленный при папе Бонифации VIII в 1298 г. Он в свою очередь делится на 5 книг с подразделением на титулы. d) Clementinae (sc. constitutiones), собрание декреталиев папы Климента V и утвержденных им постановлений церковного собора в Виенне (Vienne). Этот сборник обнародован в 1317 г. Остальные части Corpus juris canonici, образующие собою corpus juris canonici non clausum (а именно extravagantes папы Иоанна XXII и extravagantes communes) не были реципированы.

2) Что касается значения канонического права для пандектного права, то необходимо заметить, что оно внесло лишь второстепенные изменения в систему последнего. Так, благодаря ему расширена область bona fides, внесены изменения в постановления римского права о защите владения и т.д.

 

 

1) Законодательство прежней Германской Империи внесло лишь весьма незначительные изменения в систему римского права. Больше всего значения имеет преобразование опекунской части на основании имперского полицейского устава (1530 г.) и дополнительных к нему постановлений.

2) Весьма важную роль играло зато обычное право, а также судебная практика. Целый ряд институтов частью преобразован таким путем, напр., учение о цессии и представительстве, частью вновь созданы, напр., постановления о безвестно отсутствующих, о душеприказчиках, о наследственных договорах.

3) Что касается, наконец, законодательства новой Германской империи до издания нового общегерманского гражданского уложения, то им внесен целый ряд важных изменений, в особенности в области конкурсного права. Мы, однако, не будем останавливаться на них, так как подлежащие узаконения являются не столько развитием начал римского права, сколько первыми этапами на пути к полной замене его, а вместе с тем и всех местных прав, местных кодексов, новым общим гражданским уложением. К тому же это новое "общее" право, создаваемое имперским законодательством, уже не имело, подобно прежнему "общему" праву, одно только субсидиарное значение по отношению к отдельным местным правам, а, напротив, имело абсолютное значение, исключало применение последних.

 

_ 5. Соотношение между источниками современного римского права*(62)

 

Основное правило толкования, которое применяется в случае коллизии между несколькими постановлениями, трактующими об одном и том же предмете, гласит: lex posterior derogat legi priori, позднейший закон отменяет более ранний. 1) На этом основании предпочтительным значением пред остальными источниками пандектного права пользуется германское законодательство и обычное право, притом так, что современным обычно правовым нормам отдается предпочтение пред более ранними обычаями и узаконениями прежней Германской империи. 2) Далее следует каноническое право, постановлениям которого, как более поздним, в общем отдается предпочтение пред коллидирующими с ними постановлениями римского права. Однако это правило применяется не без исключений. В некоторых пунктах, как, напр., в законодательстве о процентах, восторжествовало на практике римское право. 3) Что касается, наконец, соотношения между отдельными составными частями Юстиниановского законодательства, то Новеллы, как более поздние узаконения, пользуются предпочтением пред Институциями, Дигестами и Кодексом. Зато три последних сборника, по мысли Юстиниана, должны пользоваться одинаковой силой и значением. Никаких противоречий между ними при правильном толковании не существует, говорит он в 1.2 _ 15 Cod. de vet. Jure enucl. I, 17: Contrarium autem aliquid in hoc codice positum nullum sibi locum vindicabit, nec invenitur, si quis subtili animo diversitatis rationes excutiet. На самом деле это далеко не так. Противоречий встречается немало. Доктрина и практика много поработали над устранением их, применяя то историческую, то систематическую точку зрения. Дело в том, что иногда противоречие объясняется тем, что данные постановления относятся к различным периодам в истории соответствующего института; в таком случае принимается во внимание то постановление, которое соответствует позднейшей стадии развития, а на остальных смотрят, как на исторический материал. В других случаях одно постановление выражает общее правило, а другое представляет развитие его или содержит исключение из него. Бывает и так, что какое-нибудь постановление, несогласное с другими, отражает субъективный взгляд того или другого юриста, не встретивший сочувствия у других. Если противоречие ничем не может быть устранено, то противоречивые постановления оба игнорируются, и вопрос решается на основании общих правил о толковании по аналогии.

 

_ 6. Литература пандектного права*(63)