Лекция№15. ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ СССР И ЕГО РАСПАД


Медвецкий А.Ф.

Поиск путей интенсификации экономики СССР и разрядки международной напряженности в 60-е – 80-е годы. "Эпоха застоя"

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в "волюнтаризме" и "субъективизме", снят со всех постов и отправлен на пенсию. Вопрос был решен на пленуме ЦК партии, подготовленном ближайшими соратниками в глубокой тайне от лидера. Номенклатурные верхи не хотели больше терпеть административные экспромты Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. От Хрущева отвернулся и народ. Ему была непонятна и чужда неустанная борьба Хрущева за "светлое будущее" при непрерывном ухудшении текущей жизни.

В том же месяце руководящие посты были перераспределены сле­дующим образом: первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин, Председателем Президиума Верховного Совета СССР оставался до конца 1965 г. А.И. Микоян (затем его сменил Н.В. Подгорный). Руководство дало клятву никогда больше не нарушать "ленинские принципы" коллективности руководства и не допускать впредь совмещения в одном лице должности руководителя партии и главы правительства, как это было при Сталине и Хрущеве.

С конца 1964 г. руководство страны вновь, как и в 1953 г., решило поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начав стабилизацию общества с села и сельского хозяйства.

Этот курс был одобрен на двух пленумах ЦК КПСС 1965 г. - мартовском (по сельскому хозяйству) и сентябрьском (по промышленности). Решения партийных пленумов положили начало мерам, которые вошли в историю как "экономическая реформа 1965 г."

Мартовский пленум наметил следующие меры по сельскому хозяйству: повысить государственные закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, установить твердый план государственных закупок на 6 лет (1965 - 1970 гг.), ввести 50 % надбавку к основной цене за сверхплановую продажу сельскохозяйственной продукции государству, увеличить капиталовложения в деревню и прежде всего в производство сельскохозяйственной техники, "рекомендовать" колхозам разработать новый Примерный Устав сельскохозяйственной артели.

Стабильный долговременный план, хорошие цены, госкредиты, "притупление" борьбы с личным подсобным хозяйством (ЛПХ) - все это проложило путь к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса. Сентябрьский пленум наметил реформу управления промышленностью и меры экономического стимулирования промышленного производства: вернуться к отраслевому управлению; перевести предприятия на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетать единое госпланирование с местной инициативой ("встречным планированием"). Предполагалось, что реформа управления приведет не к возвращению к прежним министерствам (монополистам-диктаторам), а к новым министерствам, партнерам и советчикам предприятий в условиях полного хозрасчета. В октябре 1965 г. Верховный Совет СССР принял Закон о создании союзных и союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Были упразднены советы народного хозяйства.

Реформа предполагала резко сократить число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия до пяти. Основными показателями должны были стать: во-первых, объем реализованной продукции, (а не валовой, т.е. произведенной); во-вторых, рентабельность производства; в третьих, размер прибыли. Для экономического стимулирования на предприятиях за счет прибыли государство разрешило создавать поощрительные фонды. Их можно было направлять на развитие производства, на материальное поощрение рабочих и служащих, на социально-культурные нужды и жилищное строительство. Решение жилищного вопроса отныне частично перелагалось с одного плеча (общегосударственного), на другое (ведомственное).

Экономическая реформа 1965 г. наиболее успешно проявила себя в годы восьмой пятилетки (1965-1970 гг.). Объем промышленного производ­ства вырос на 50 %. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе Волжский автозавод в Тольятти. В 1970 г. он начал выпускать первые "Жигули". Сельскохозяйственное производство выросло на 21 %.

В ноябре 1969 г. в Москве состоялся III съезд колхозников СССР. Он принял новый Примерный Устав колхозов взамен Устава 1935 г. Новый устав сохранял право на ограниченное ЛПХ, намечал перевод колхозников на гарантируемую зарплату и пенсионное обеспечение.

В 70-е годы вновь начался теперь уже всеобщий спад темпов развития, приведший к глубокому экономическому кризису. Реформа 1965 г. ушла в песок, хотя ее никто никогда не отменял.

Даже сам инициатор реформы, глава правительства А.Н. Косыгин, потерял инициативу и интерес к ней. Наконец, события в ЧССР в 1968-1969 гг. усилили в советском руководстве консервативное крыло. Экономическая реформа, не подкреплен­ная реформой политической системы, была обречена.

Социально-экономическое развитие СССР в 70-е - первой половине 80-х гг. проходило под знаком резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества и ограничения экономической власти республик и местных Советов. Оно определялось планами трех пятилеток - 9-й, 10-й, 11-й. Директивы этих планов были одобрены соответственно тремя партийными съездами – XXIV (1971 г.), XXV (1976 г.), XXVI (1981 г.).

Упор в промышленном развитии был отныне сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов (ТПК). Всего их было развернуто несколько десятков. Но главное внимание руководство СССР уделяло созданию и развертыванию Западно-Сибирского ТПК. В Западной Сибири (Тюменская область) еще в 60-е годы были обнаружены огромные залежи нефти и газа. В 1969 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли специальное решение об ускоренном развитии здесь нефте– и газодобычи и строительстве объектов нефтяной и газовой промышлен­ности.

Сибирская нефть была относительно дешевой (самофонтанирующая), цены на нефть на мировом рынке в 70-е гг. были довольно высокими. Это стимулировало не только добычу энергетического сырья, но и продажу его за границу во все возрастающих размерах. За 70-е гг. добыча нефти в Западной Сибири выросла в 10 раз, т.е. прирост составил 10 таких нефтеносных районов, как Бакинский, главный в 30-е годы. Добыча газа выросла в 16 раз. В результате в Западной Сибири была создана главная и крупнейшая топливноэнергетическая база страны - нефтегазовая. 70-е годы породили иллюзии о неисчерпаемых недрах Советского Союза. Эти иллюзии, а также реальные доходы от экспорта нефти и газа вызвали очередное "головокружение" у партийно-государственного и хозяйственного руководства страны. Победило мнение, что вкладывать деньги и труд народа в добычу сырья гораздо выгоднее, чем в наукоемкие отрасли. Наукоемкую продукцию де можно купить за "нефтедоллары" (так стали называть доходы, получаемые от экспорта энергетического сырья).

В 70-е гг. ускорение получила угледобыча – было развернуто строительство двух ТПК по добыче угля открытым способом: в Казахстане - Павлодарско-Экибастузский ТПК (строительство началось в 60-е гг., завершилось в 70-е), в Красноярском крае – Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК, строительство завершилось в 80-е гг.). Это был самый дешевый уголь страны.

Восток страны превратился в строительную площадку, куда более мощную, чем в годы сталинской индустриализации. На базе Усть-Илимской ГЭС был создан Братско-Усть-Илимский лесопромышленный комплекс. На базе Саяно-Шушенской ГЭС разворачивался Саянский ТП по обработке цветных металлов.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было решено вернуться к строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМ, первая попытка ее создания предпринима­лась накануне Великой Отечественной войны). Строительство более трехтысяче-километровой магистрали было в основном завершено в 1984 г. Она связала Восточную Сибирь с Дальним Востоком. При строительстве преследовали цель создать в этих районах крупные ТПК. Однако комплексное освоение территорий затянулось, поэтому в 80-е гг. БАМ не окупила вложенных в нее средств, как и многие другие стройки.

В 70-е гг. началось строительство крупнейшего в Средней Азии Южно-Таджикского агропромышленного комплекса. Его сердцем стала Нурекская ГЭС, вышедшая в 1979 г. на проектную мощность. Нурекское водохранилище создало условия для орошения земель трех среднеазиатских республик (Таджикистана, Туркмении, Узбекистана). В 70-е гг. был создан КаМАЗ – Камский автозавод в Набережных Челнах. Это целый комплекс заводов по производству большегрузных автомобилей в Татарии.

Курс на строительство ТПК, большинство из которых разверну­лось на территории России, свидетельствовал, что экономика СССР развивалась экстенсивным путем, главным образом вширь. Руководство страны пыталось максимально использовать естественное преимущество СССР перед другими странами: огромную территорию с колоссальными природными богатствами. Использовать в сжатые сроки, часто варварским способом.

Вместе с тем, экстенсивное развитие таило большую опасность для Советского государства. Его основные конкуренты по экономическому соревнованию на мировой арене - развитые капиталистические страны – еще в 60-е гг. сделали упор на интенсивное развитие - форсирование наукоемких отраслей, которые определяли научно-технический прогресс - электронику, кибернетику, робототехнику, биотехнологию и т.п. На этих направлениях они стали наращивать свой отрыв от СССР.

Руководство страны понимало, что выиграть экономическую схватку можно лишь переведя экономику СССР на преимущественно интенсив­ный путь развития. Эту задачу в качестве главной ставили на ХХIV, XXV, XXVI съездах КПСС. Однако она не была решена ни в 70-е, ни в 80-е годы. Попытки "команды" Брежнева - Косыгина добиться ускоре­ния социально-экономического развития через интенсификацию экономики, через свершение технологической революции всякий раз срывались.

В области сельского хозяйства в 70-е - первой половине 80-х гг. упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленность, транспорт, торговля, строительство (в той их части, что связана с селом). Эту интеграцию громко назвали "второй коллективизацией". После экспериментов в Молдавии, Грузии и Эстонии была определена и главная форма интеграции - РАПС, районное агропромыш­ленное объединение.

Агропром рассматривался как главное направление сращивания двух форм собственности - государственной и кооперативно-колхозной, как столбовая дорога к бесклассовому обществу. Конечным пунктом этой дороги, ее тупиком стал созданный в 1985 г. по инициативе М.С. Горбачева Госагропром СССР. Объединив пять министерств, он стал "единым и неделимым" органом управления огромного и необозримого из Москвы АПК, агропромышленного комплекса СССР. В 70-е гг. широко развернулся поход на "вторую целину" - "Нечерноземье''. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приня­ли совместное постановление "О мерах по дальнейшему развитию сель­ского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР". Принять документ заставило беспокойство по поводу растущего бегства молодежи из деревень центральной России. Программа была рас­считана на пятнадцать лет, т.е. до 1990 г. она предполагала резко увеличить капиталовложения в социально-экономическое развитие 29 областей и республик России. Средства стали выделять, но они ушли в суглинок, как в песок.

Еще одно явление не просто коснулось, но больно ударило по селу Европейской части Союза - массовая ликвидация "неперспективных деревень". На 70-е годы приходится расцвет этого курса, который корнями уходит в борьбу с хуторской системой конца 30-х гг. Считалось, что лишь "перспективные деревни" могут быть социально обустроены, селя­не жить в них будут лучше и веселей. В конце 70-х годов разработали проект ликвидации 200 тысяч таких деревень.

В 70-е - начале 80-х гг. были проведены огромные работы по мелиорации сельскохозяйственных угодий с целью повышения их урожайности. Построили грандиозные каналы и системы для обводнения и орошения: Большой Ставропольский канал, Северо-Крымский канал, Каракумский канал и др. Многие из них действительно спасали засуш­ливые земли. Многие, но не большинство.

В начале 80-х гг. были разработаны проекты переброски части северных рек на юг: сибирских – в среднюю Азию, европейских – в Каспий через Волгу. Но благодаря резкой критике писателей и пуб­лицистов, проект отложили.

Наконец, событием особой важности в аграрной области, более того - в социально-экономическом развитии общества было принятие Продовольственной программы. Продовольственная программа предполагала до 1990 г. решить три проблемы: укрепить материально-техническую базу сельского хозяйства и решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г. В решении этого вопроса впервые официально признавалась большая роль личного подсобного хозяйства (ЛПХ).

В экономическом отношении изучаемый период делился на два этапа. Рубежом является 1970 г. Главная особенность социально-экономического развития СССР в 70-е - первой половине 80-х гг. – резкое и тотальное падение темпов роста экономики. Оно началось в IX пятилетке (1971 - 1975 гг.), продолжалось в Х (1976 - 1980 гг.) и XI (1981 - 1985 гг.).

Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), противоречия приобрели предкризисные формы. Что касается XI пяти­летки, то она не была выполнена ни по одному основному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.

В 1983 г. руководство страны во главе с Ю.В. Андроповым попы­талось выправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины. В Москве в ряде районов были проведены показательные принудительные задержания граждан работоспособного возраста с целью выяснения главного вопроса: почему в рабочее время они не на работе, а на улицах или в общественных местах? Борьба за трудовую дисциплину методом облав вызвала возмущение общественности, но имела некоторый положительный эффект. Рецидив страха, прокатившись по стране, подтянул дисциплину и повысил производительность труда. Правда, эффект был кратковременным, как и деятельность Андропова на постах главы партии и государства.

В итоге, ни к 1980, ни к 1985 г. Советский Союз не вышел на первое место в мире ни по производству продукции на душу населения, ни по уровню производительности труда. В США производительность труда в промышленности в два раза, а в сельском хозяйстве в пять раз превышала соответствующую производительность в СССР. Наконец, в СССР не был обеспечен "наивысший в мире жизненный уровень народа", о чем торжественно говорили в 1961 г. Жизнь народа в СССР даже среди социалистических стран (ГДР, Венгрия, Чехословакия) разитель­но отличалась в худшую сторону.

В центре общественно-политической мысли и жизни находилась концепция "развитого социализма". Она стала первой крупной ревизи­ей взглядов Сталина - Хрущева о возможности построения коммунизма в отдельно взятой стране.

Концепция "развитого социализма" еще не разрушала веры в ком­мунизм, но превращала последний из конкретно-исторической задачи снова в теоретическую. Согласно новой концепции на пути к комму­низму лежит этап развитого социализма, когда социализм должен при­обрести целостность, т.е. гармоническое сочетание всех сторон, сфер, отношений - производственных, социально-политических, нрав­ственно-правовых, материальных и идеологических.

Впервые концепция была изложена Л.И. Брежневым на ХХIV съезде партии в 1971 г., а затем дополнялась на двух последующих съездах. Настойчиво о ней говорили М.А. Суслов, Ю.В. Андропов, К.У. Черненко. Развитой социализм они рассматривали как неизбежный этап на пути к коммунизму.

В 1977 г. концепция была юридически закреплена в новой Конституции СССР. Теоретической базой нового Основного Закона стала концепция "развитого социализма", ориентиром - Конституция СССР 1936 г.

Как и прежде упор в Конституции делался на провозглашение со­циально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, а также пенсионное обеспечение и жилище. После 1977 г. в течение 5 лет были разработаны и приняты конкретные законы по ре­ализации этих прав. Они были продублированы в республиканских конституциях, принятых в 1978 г.

Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Ст. 6 определяла ее как "руководящую и направля­ющую", КПСС провозглашалась "ядром политической системы".

Конституция также закрепила, резко усилившуюся экономическую и политическую роль союзного государства, "центра" за счет соответствующих прав республик. К концу 70-х годов количество центральных министерств и ведомств достигло почти 90 (в 1924 г. их было 10, в 1936 г. - 20).

К важнейшим задачам союзного государства Конституция отнесла укрепление "новой социальной и интернациональной общности" - со­ветский народ и единого народнохозяйственного комплекса базы этой общности.

Со второй половины 60-х годов были приглушены, а затем запрещены критика культа Сталина и разоблачения государ­ственного террора в сталинский период. Был свернут и процесс реабилитации репрессированных в прежние десятилетия.

Началась борьба с так называемым инакомыслием. Сильнее всего она отразилась а 1969-70 гг. на журнале "Новый мир", главным редактором которого был А.Т. Твардовский. Редакцион­ная коллегия журнала была разогнана, а его главный редактор подал в отставку.

В 70-е гг. инакомыслие вылилось в целое движение, получившее название "диссидентского". Его характерной чертой стал антикоммунизм и антисоветизм. Не просто критика сталинских преступлений, а борьба с существующим строем в СССР стала его главной задачей. Среди крупных деятелей движения были академик А. Сахаров, писатели А. Солженицын и В. Максимов, музыкант М. Ростропович и др. Методы борьбы с ними были разнообразны: ссылка, лагерь, психиатрическая больница, высылка за границу. Многие из них сами стремились на Запад, становясь "невозвращенцами".

Политическую жизнь страны первой половины 80-х годов лихорадила частая смена высшего руководства. В январе 1982 г. умер главный идеолог страны М.А. Суслов, в ноябре того же года - лидер партии и государства Л.И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС, а через полгода и Председателем Президиума ВС СССР стал Ю.В. Андро­пов. 8 февраля 1984 г. его не стало. На высших постах оказался К.У. Черненко, состояние здоровья которого было не лучше, чем у его предшественников. Общество жило от похорон до похорон, в ходе которых жизнь почти замирала. В марте 1985 г. состоялись новые похороны и новый передел власти.

Важнейшим событием, которое укрепило международное положение СССР и его союзников в исследуемый период, явилось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Идея созыва совещания была внесена в ООН Польской Народной Республикой в 1964 г. В 1966 г. ее поддержал ХХIII съезд КПСС, по­ручив советскому руководству добиться претворения ее в жизнь. В том же году за совещание высказались все члены Варшавского Договора.

В 1969 г. идея Общеевропейского совещания была одобрена странами НАТО и нейтральными государствами Европы. От слов можно было переходить к делу, однако серьезное препятствие мешало этому. Таким препятствием было нежелание ФРГ признать послевоенные границы в Европе.

В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы. Федеральным канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Новое прави­тельство пересмотрело "восточную политику", приняв во внимание пос­левоенные реальности. Крупным шагом на этом пути стал Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г. Его стержнем стали обязательства сторон по территориальному вопросу. Обе стороны обязались рассмат­ривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Ев­ропе. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининград­ской области.

Во время переговоров ФРГ заявила о готовности заключить дого­воры с ПНР, ЧССР, ГДР. Одновременно Вилли Брандт добился от Л.И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем соответствующие условия.

В конце 1970 г. по договору между Польшей и Западной Германией последняя признала западную государственную границу Польши. В 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные (до этого ФРГ рассматривала ГДР не иначе как "советскую зону оккупации"). В следующем году оба государства были приняты в ООН. В 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, стержнем которого явилось признание мюнхенского соглашения от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала. Спорный западноберлинский вопрос был разрешен в 1971 г. путем заключения четырехстороннего соглашения между СССР, США, Англией и Францией. Четыре государства заявили, что Западный Берлин не при­надлежит ФРГ, и последняя должна свернуть в этом городе политичес­кую деятельность.

Путь к совещанию был расчищен. Оно проходило в 1973 - 1975 гг. и завершилось в Хельсинки. Главным политическим итогом совещания стала "Декларация принципов", которыми государства-участники обя­зались руководствоваться во взаимных отношениях.

Таких принципов было десять: суверенное равенство государств, неприменение силы или угрозы силой, нерушимость границ, территори­альная целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равно­правие народов, взаимовыгодное сотрудничество государств, добросо­вестное выполнение обязательств по международному праву.

Эти принципы в 1977 г. были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Последующие встречи участников СБСЕ стали называться "Хельсинкским процессом" или движение СБСЕ.

Советское руководство расценивало Хельсинкское совещание как свою крупную победу. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45. Ведущие капиталистические страны, и прежде всего США, признали рост сферы влияния СССР на Восточную и Центральную Европу, раскол Европы на два блока. Казалось, доктрина "отбрасыва­ния социализма" потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие показало, что это было самообольщение. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы.

Важным событием 70-х годов стало возобновление советско-аме­риканских встреч на высшем уровне. Они проходили в иной обстановке, чем первая встреча в 1959 г. В начале 70-х гг. американское руководство признало наличие военно-стратегического паритета СССР и США, т.е. примерное равенство вооружений в т.ч. стратегических. Этот паритет был достигнут в результате колоссальных усилий Советского Союза, которые, создав могучий "ядерный кулак", похоронили прежние обещания создать народу жизнь, достойную великой страны.

В ходе переговоров руководителей СССР и США были подписаны договоры, которые явились важным шагом человечества к безопасности. Среди договоров, заключенных в 70-е годы, первостепенной важности были следующие: Договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), заключенный в Москве в 1972 г. во время первой встречи Л.И. Брежнева и Р. Никсона; Договор ОСВ-2 (1979 г.). Эти договоры установили потолки, выше которых нельзя наращивать стратегические наступательные вооружения (договор ОСВ-2 закрепил более низкий потолок, чем первый договор).

В 1972 г. был подписан Договор по противоракетной обороне (ПРО), по которому СССР и США получили право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных районах. В 1974 г. был подписан дополнительный протокол к договору. В соответствии с ним количество таких зон у обеих сторон было сокращено до одной. Американцы выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд-Форкс. СССР - Москву, т.е. в США приняли решение охранять средства нападения, а в СССР стремились сохранить свою многомиллионную столицу.

В начале 70-х годов при активном содействии СССР была прекра­щена кровопролитная "вьетнамская война", развязанная США.

В январе 1973 г. в Париже было подписано соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. Парижское соглашение явилось победой вьетнамского народа. В эту победу внес вклад и СССР. Был ликвидирован самый серьезный и кровавый международный конфликт 60-70-х годов.

После объединения двух частей Вьетнама в единую социалистичес­кую республику (1976 г.), в Москве был подписан договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ (1983 г.). Когда в начале 1979 г. Китай предпринял вооруженную интервенцию во Вьетнам, Советский Союз добросовестно выполнил свои обязательства по договору. Агрессор был вынужден освободить оккупированные территории.

В изучаемый период раскол мировой системы социализма принял необратимые формы. Советско-китайские отношения, которые прежде определяли мощь этой системы, из недружественных стали враждебными.

Весной 1969 г. китайцы напали на пограничников о. Даманский. Летом 1969 г. Китай спровоцировал около 500 инцидентов на границе СССР с участием 2,5 тысяч военных и гражданских лиц.

Основные претензии КНР к СССР носили теперь территориальный характер. С осени 1969 г. были начаты переговоры по пограничным спорным вопросам. Они шли тяжело, безуспешно, часто заходили в тупик.

После смерти Мао Цзэдуна (сентябрь 1976 г.) ситуация не из­менилась.

В середине 60-х годов в условиях раскола мировой системы соци­ализма страны, вошедшие в СЭВ и ОВД, стали называться "социалистическим содружеством". Во второй половине 60-х годов возникла угро­за раскола и этого содружества, вызванная политикой нового руко­водства Чехословакии во главе с А. Дубчеком.

Избранный в январе 1968 г. Первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчек стал инициатором строительства новой модели социализма - "социализма с человеческим лицом". На практике это привело к серьезной по­пытке выйти из-под советского влияния, а также из "социалистического содружества". Ведущей стала ориентация на Запад.

Попытка была пресечена силой внешнего вмешательства. По инициативе советского руководства в Чехословакию были введены войска СССР и других социалистических стран. Новое руководство во главе с Г. Гусаком, избранное в апреле 1969 г., повернуло к укреплению отношений ЧССР с СССР. Содружество устояло и еще двадцать лет представляло собой важную политическую, экономическую и военную силу современной истории мира.

На рубеже 70-80-х годов международная обстановка резко обост­рилась, положение СССР в мире ухудшилось, внешнеполитическая активность Советского Союза почти угасла. Это было вызвано целым рядом причин.

В 1979-80 гг. США развернули широкую кампанию по развертыванию в Западной Европе нейтронного оружия. Рекламировали "гуман­ность" этого вида оружия массового поражения тем, что оно не разрушает, не сжигает, а только умерщвляет все живое. Кампания захлебнулась в мощной волне массового протеста, прокатившейся по странам Запада. Тогда новое руководство США во главе с президентом Р. Рей­ганом приняло решение разместить в Западной Европе крылатые ядерные ракеты среднего радиуса действия, нацеленные на СССР и его союзников. Ракеты были размещены в 1983-84 гг. на территории ФРГ, Великобритании и Италии с согласия руководства этих стран.

В свою очередь и СССР резко усилил применение во внешней поли­тике силы и угрозы силой. В конце 1979 - начале 1980 гг. руковод­ство СССР откликнулось на неоднократные просьбы руководителей Демократической Республики Афганистан оказать военную помощь в деле проведения "революционных" преобразований в обществе и защите страны от возможной интервенции. СССР оказался втянутым в гражданскую войну в ДРА.

В 1984 г. Советский Союз по согласованию с правительствами ЧССР и ГДР разместил в этих странах свои ядерные ракеты среднего радиуса действия (на Запале их назвали "СС-20''). Предпринятые сверхдержавами шаги сломали европейскую разрядку, нарушили зыбкую стабильность в мире, подвели мир к опасной черте.

Введя войска в Афганистан, Советский союз оказался в международной изоляции, как США во время "'вьетнамской войны". Абсолютное большинство стран - членов ООН решительно осудили советский метод решения "афганского вопроса". Широкомасштабная военная помощь оппозиции со стороны США и их союзников стала приносить СССР ощути­мые человеческие и материальные потери.

Почти все ведущие капиталистические страны объявили научно-технический бойкот Советскому Союзу и его союзникам. Координацион­ный Комитет по экспортному контролю (КОКОМ, созданный по инициативе США в 1949 г.), который и прежде жестко контролировал экспорт в социалистические страны, ввел запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. СССР, несмотря на свой мощный потенциал, оказался в ловушке технологической зависимости от Запада по стратегическим поставкам.

Антисоветская кампания в мире усилилась осенью 1983 г. в связи со сбитым над территорией СССР южнокорейским пассажирским самолетом. Тон ей задал президент США Р. Рейган, назвавший Советский Союз "империей зла". Льды "холодной войны" сомкнулись. Требо­вались неординарные шаги, чтобы их растопить. И они вскоре после­довали.

СССР на пути кардинального реформирования общества. "Эпоха Горбачева". Крах Советской Социалистической Системы

С середины 80-х годов начинается новый этап в общественной жизни нашей страны. Постепенно начали обрисовываться контуры глубокого экономического и политического кризиса, кризис доверия к власти и даже к сложившейся общественно-политической системе. Уже в годы застоя люди, обладавшие богатым практическим опытом и острым чув­ством справедливости, критиковали укоренившуюся практику ведения дел, с недоумением отмечали факты вопиющей некомпетентности и нравственной деградации руководства страной. Бурно прокатилась "тре­тья волна" эмиграции из СССР. В рабочем классе, крестьянстве, в среде интеллигенции, в самом партийном аппарате централизованной системы, росло понимание того, что так жить даль­ше нельзя.

Первые попытки поиска выхода из засасывающей страну трясины (при помощи жестких административных мер) были предприняты Ю.В. Андроповым в 1982 –83 гг.

Важное значение для начала обновления общества имел и тот факт, что в ЦК КПСС в середине 80-х годов появились партийные руководители, остро чувствовавшие необходимость перемен и обладавшие политической волей для их осуществления. Однако и у них в то время еще не было четкого представления о масштабах кризиса, постигшего страну, а значит и о глубине необходимых преобразований.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС становит­ся М.С. Горбачев, и уже в апреле этого же года на Пленуме ЦК КПСС в качестве стратегической цели нового советского руководства и общества в целом был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны.. Главным его движителем ви­делся научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активация "человеческого фактора". Угрожающе нарастало отставание в научных разработках по многим направлениям. Все хуже стали обстоять дела с внедрением результа­тов этих разработок в производство. Почти в три раза превосходя США по количеству инженеров, страна получала в 40 раз меньше средств от продажи лицензий за рубеж. По сравнению с нами в Японии в 1986 году на одного работника регистрировалось в 500 раз больше заявок на рацпредложения. А в списке изобретений, наиболее значимых для нашей повседневной жизни, советские авторы почти не присутствовали.

На первых порах предусматривалось лишь совершенствование устоявшегося за последние десятилетия общества и выправление отдельных деформаций. Термина "перестройка" еще не было в поли­тическом лексиконе. Комплекс намеченных преобразований касался прежде всего сферы экономики. Решению этой первоочередной задачи были подчинены меры по наведению порядка, укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров, подтягивание отстающих участков и др. предпринятые шаги не могли не дать определенной отдачи. Уже за 1985-86 г.г. темпы прироста производительности труда в промышленности и строительстве превысили среднегодовые показатели предыдущего пятилетия в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. Выросли капиталовложения на развитие социальной сферы. Эти первые результаты породили эйфорию у руководства, веру в могущество декретирования, в силу правильных приказов.

На ускорение социально-экономического развития страны были нацелены и решения ХХVII съезда КПСС, состоявшегося в 1986 году и принявшего "Новую редакцию" Программы партии. Из нее были изъяты провалившиеся задания по построению основ коммунизма к 1980 году и провозглашен курс на совершенствование социализма.

После съезда народное хозяйстве продолжало работать по ста­рой схеме, активно используя методы приказного нажима, политических кампаний, штурмовщины, корректировки планов, "пробивания" дополнительных ресурсов. На повестку дня был выдвинут лозунг перестройки всей системы экономических и политических отношений.

Начало политической перестройки экономических и политических отношений положили решения январского и июньского (1987 г.) Плену­мов ЦК КПСС. В ноябре 1987 года в связи с празднованием 70-летия Октября была предпринята попытка по-новому оценить весь пройденный путь, не отказываясь от своей истории, отчетливо различая в ней как светлые, так и трагические страницы. В июне-июле 1988 года впервые за последние почти полвека, состоялась XIX Всесоюзная конференция КПСС, на которой все эти идеи получили обобщение и дальнейшее развитие.

Подготовленная в это время программа преобразований в эконо­мической системе страны была крупнейшей и самой радикальной после введения НЭПа в 1921 году. В основу ее было положено резкое расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование, наделение трудовых коллективов необходимыми правами, развитие кооперации. Провозглашена и реформа политической системы, направленная на достижение полновластия Советов, формирование механизмов гражданского общества и правового государства.

Однако очень скоро стало ясно, что и этот радикализм не приносит должного эффекта. Выявились и некоторые иллюзии перест­ройки. Ярче всего они отразились, например, в больших надеждах на переход к выборности руководителей предприятий, который на поверку оказался совершенно нерезультативным и был вскоре отменен. Наряду с новыми, широко использовались и старые, казалось бы уже отжившие, административно-командные подходы к решению проблем: совершенствование госприемки в расчете на повышение качества продукции, создание Госагропрома для улучшения положения с продовольствием и др. Классическим образцом старых подходов была развернута антиалкогольная кампания. В итоге, повышения эффективности производства не произошло, а средняя зарплата заметно выросла, и трудная ситуация на потребительском рынке еще более обострилась.

Немалым ущербом обернулись и другие просчеты правительства в денежной и финансово-кредитной политике. Негативное воздействие оказало неблагоприятное стечение таких обстоятельств, как тяжелейшая по своим последствиям авария на Чернобыльской АЭС (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.), снижение на мировом рынке цен на нефть – основного продукта советского экспорта. Огромные потери в экономике принесло с собой усиление напряжен­ности в межнациональных отношениях в ряде регионов страны.

Кроме того, после XIX Всесоюзной партийной конференции в соответствии с ее решениями начался процесс передачи власти от КПСС к Советам. Однако, не учтена была особая роль партии в советском обществе. КПСС в течение многих десятилетий являлась своего рода стержнем, вокруг которого формировалась обществен­но-политическая и экономическая жизнь. Государственные органы управления в действовавшей системе были во многом несовершенны. Поэтому скоропалительное отстранение КПСС от руководства без предварительной подготовки привело к потери управляемости страной.

В итоге по истечении пяти лет перестройка не дала ощутимых социально-экономических результатов, так как все предпринятые меры разрабатывались в рамках общего жесткого планирования, жестких программ. Экономика по-прежнему отторгала научно-техни­ческий прогресс. Он оставался невостребованным. Переход предприятий на новые условия хозяйствования не только не повысил, но даже снизил их заинтересованность в направлении общественных средств на реализацию научно-технических достижений. Так, в 1989 году в стране скопилось неустановленного отечественного оборудо­вания на 14 млрд. рублей, а импортного - на 8 млрд. рублей. Снизились темпы создания образцов новых типов машин, оборудования, средств автоматизации и вычислительной техники.

На фоне общей дестабилизации экономики, разрушения хозяйственных связей дальнейшее замедление темпов НТП привело к катастрофическому положению. Снизились темпы прироста валового национального продукта с 3,3 % в 1986 году до 2 % в 1990 году. Показатели роста производительности труда стали иметь отрицатель­ные характеристики при безудержном увеличении денежных доходов.

Так, их соотношение в 1990 году составило, 3% и 16,9%, в первом полугодии 1991 года оно было уже равно – 11% и 43,3%.

В дополнение всего мы вовремя не заметили повышения роли микроэлектроники, биотехники, энерго- и ресурсосберегающих технологий и пропустили целый этап научно-технических преобразований. Это также отрицательно сказалось на экономическом и социальном развитии страны. Некоторые позитивные результаты наблюдались лишь в ходе демократизации общества. Стала реальностью гласность. Журналы начали печатать произведения, появление которых в недавнем прошлом 'было просто невозможно. Огромный интерес общественности вызвали романы "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Мужики и бабы", "Зубр" Д. Гранина и др.

Содержавшаяся в этих книгах жесткая правда о трудных временах ста­линского лихолетья производила ошеломляющее впечатление на общественное сознание, вызвала бурные споры, разрушала сложившиеся сте­реотипы мышления.

Полным ходом развивалась попытка передачи реальной власти Советам. Были внесены изменения в избирательную систему, создающие условия для избрания в Советы наиболее активных, политически зрелых людей.

Реальностью становится многопартийная система. Возникли такие оппозиционные КПСС партии как "Демократический союз", "Демократи­ческая партия России", "Республиканская партия Российской Федерации", " Социал-демократическая партия России", "Либерально-демок­ратическая партия" и др. Во всех союзных и автономных республиках возникли народные фронты.

Руководство страны, стремясь расширить социальную базу своей политики перестройки, предприняло ряд энергичных шагов для кардинального изменения церковно-государственных отношений. 30 апреля 1988 г. состоялась сенсационная встреча М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси и членами священного Синода. В этот период начали передаваться в ведение церкви ранее отобранные у нее храмы и монастыри, активно развиваться и поощряться избрание священослужителей.

Кульминационным пунктом в этой сфере общественных преобразований стало принятие 1 октября 1996 года Верховным Советом СССР закона "О свободе совести и религиозных организаций", который привел советское законодательство в соответствие с международными нормами права.

Начал созда­ваться новый внешнеполитический курс советского государства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире. Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил, универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, который составляется на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми.

В результате нового внешнеполитического курса советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия.

Советская внешняя политика обретала динамизм, которого она лишилась в годы застоя. Начался энергичный диалог между СССР и рядом стран Азии: Индией, Японией, Южной Кореей. Сотрудничество с этими странами развивается непросто, особенно с Японией, имеющей территориальные притязания к нашей стране. Однако признание наличия территориального вопроса открыло путь для дальнейших переговоров, напра­вленных на урегулирование указанной проблемы.

Сферой повышенного внимания советской внешней политики оставался европейский континент. Стагнация процесса разрядки, наметившаяся в Европе со второй половины 70-х годов, привела к активизации милитаристских усилий, обострила опасность военного конфликта между странами НАТО и Варшавского договора.

Состоялись многочисленные двусторонние встречи советских лидеров с руководителями европейских государств - Англии, ФРГ, Франции, Италии. Советский Союз выдвинул концепцию создания "общеевропейского дома", предполагая, что ее реализация позволила бы преодолеть последствия конфронтационной политики на континенте, объединить усилия европейцев в решении экономических, социальных и политических проблем, существующих в Европе.

В 1990 году состоялась общеевропейская встреча в верхах, на которой была принята Хартия для новой Европы, документ, открывав­ший новую страницу в истории континента. Он провозгласил окончание эры конфронтации и раскола Европы, подтвердил стремление европейских государств строить свои отношения на основе твердой привер­женности демократии, базирующейся на принципах свободы и прав человека, процветании через экономическую и социальную справедливость, равной безопасности для всех стран.

Подписание парижской Хартии было бы невозможно без радикального обновления советской внешней политики. Верность Советского Союза принципам нового политического мышления подтвердили события, развернувшиеся в странах Восточной Европы в 1989 году. Здесь на протяжении нескольких месяцев (октябрь - декабрь 1989 г.) произошла смена всех руководящих политических структур, отразившая стремление народов данных стран к радикальному обновлению общественных отношений. Это был протест против авторитарных режимов, против засилия бюрократии, против экономической неэф­фективности, стагнации, снижения уровня жизни. В большинстве восточноевропейских стран в результате указанных событий к власти пришли оппозиционные коммунистам силы. Итогом происходящих событий стало объединение Германии, прекращение существования Совета экономической взаимопомощи, организации Варшавского договора.

Названные события не всегда протекали безболезненно. Прои­зошло кровопролитие в Румынии, началась гражданская война в Югославии, произошел раздел Чехословакии.

Пока преждевременно говорить о том, в каком направлении будут развиваться восточноевропейские страны. Ответ на данный вопрос может дать только история. Одно очевидно: все попытки строить социализм, ограничивая при этом демократию, права человека, оказались бесперспективными, потерпели историческое поражение.

Коренное оздоровление международных отношений, выход к более полной свободе - отвечают жизненным интересам нашей страны. Произошло сокращение армии и ее вооружения. Осуществлен вывод войск из Чехословакии, Германии, Венгрии, Монголии. Наша страна не производит больше химическое оружие. Началось сокращение оборонного комплекса и перевод его потенциала на мирные нужды, что обещает немалые выгоды в ближайшем будущем.

Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами и впервые официально признанный отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1985-88 гг. в нем особенно явно чувствовался пропагандистский "налет". И тем не менее, в целом это была уже новая политика.

И тем не менее, к 1989-1990 гг. стало очевидным, что страна переживает глубокий экономический и политический кризис, имеющий тенденцию к углублению. В этих условиях обострилось противоборс­тво двух основных политических сил. С одной стороны - это "демократы", выступавшие за переход к рыночным отношениям. С другой стороны - так называемое консервативное крыло, которое ориентировало на насыщение рынка товаров без создания рынков капиталов и рабочей силы. Но в итоговом документе ХХVII съезда КПСС говорилось, что "... единственной альтернативой изжившей системе … является рыночная экономика".

В целях усиления исполнительной власти учреждается пост Президента СССР. Им становится М.С. Горбачев. Появляются президенты и в большинстве союзных и автономных республик. Возникает необходимость подписания нового союзного договора между республиками, объявившими о своем суверенитете. Проведенная встреча весной 1991 года в Ново-Огареве (под Москвой) Президента СССР с руководителями республик казалось бы положила начало процессу стабилизации обстановки в стране. На 20 августа 1991 г. было намечено подписание нового союзного договора. Но накануне этого события в отсутствие Горбачева утром 19 августа телевидение и радио объявили о создании Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению (ГКЧП), в который вошли вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, председатель КГБ Крючков, ряд других ответственных работников. ГКЧП заявил о своем намерении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза. В стране вводилось чрезвычайное положение, закрывались демократические газеты, ужесточалась цензура.

Сопротивление мерам ГКЧП возглавил Б.Н. Ельцин и руководство России. Они организовали своих сторонников на митинги протеста, строительство баррикад у здания парламента. Войска, введенные в Москву, отказались стрелять в народ. В условиях фактического бездействия ГКЧП сторонникам Ельцина удалось довольно быстро переломить ситуацию в свою пользу. 22 августа члены ГКЧП были арестованы.

После августовских событий 1991 года, охарактеризованные как попытка государственного переворота, подписание Союзного договора стало невозможным.

Августовские события и победа российского руководства спо­собствовали резкому ускорению развития политических процессов и изменению расстановки сил в стране. Коммунистическая партия, скомпрометировавшая себя участием членов ее высших органов в перевороте, была запрещена. Президент Горбачев по сути стал выполнять декоративную роль. Большинство республик после попыт­ки переворота отказалось от подписания Союзного Договора. В повестку дня стал вопрос о дальнейшем существовании СССР.

В попытках избавиться от дискредитированного центра в декабре 1991 года в Минске встретились лидеры России, Украины и Белоруссии и заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года и намерении создать Содружество Независимых Государств (СНГ). Оно объединило 11 бывших союзных республик (без Грузии и государств Прибалтики). В декабре 1991 года Президент СССР Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

Внезапность всех этих преобразований привела к возникнове­нию кризисных явлений в самом демократическом лагере России. Политические силы, ориентированные изначально на длительную борьбу за власть с сильным противником, получив ее в одночасье, не имели сколько-нибудь продуманных вариантов дальнейших действий. Лишь спустя несколько месяцев обновленное правительство пошло на реальные шаги, ведущие к рыночной экономике: либерализовало цены, начало приватизацию. Более того, теперь уже открыто было заявлено, что переход к рыночной экономике требует перехода к новой модели общественного развития. Причем осуществить этот процесс невоз­можно без помощи Запада, т.к. речь идет о возвращении огромного государства в орбиту мировых хозяйственно-экономических связей. Отсюда исходила и исходит большая ориентация на рекомендации МВФ.

Таким образом, социалистическое реформаторство в нашей стране потерпело крах. Не сумев на социалистической основе создать мощные стимулы экономического, научно-технического и социального прогресса, в нашем обществе был осуществлен поворот к коренным изменениям во всей системе экономических и общественных отношений.