Петровская модернизация.


Лекция №5. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ РАСКОЛ В ОБЩЕСТВЕ

Медвецкий А.Ф.

Военно-политические и социальные итоги Смуты

1. На рубеже XVI и XVII вв. противоречия в социально-экономическом и
политическом развитии страны привели ее к всеобъемлющему кризису, на-
ступлению периода смутного времени в истории Российского государства.

2. Правящие круги оказались не в состоянии вывести страну из кризиса,
противостоять попыткам извне расчленить Россию. Создалась реальная
угроза потери русским народом государственности, утраты им нацио-
нальных ценностей и самостоятельности.

3. Основной силой противостояния и организации борьбы с польско-
литовской и шведской интервенцией стали лучшие представители русско-
го и других народов страны, широкие народные массы.

4. В период Смутного времени борьба за власть кругов, находящихся
на вершине социальной пирамиды общества, нанесла страшный удар по
экономике государства, его международному положению и территориаль-
ной целостности, людским ресурсам страны, легла тяжким бременем на
плечи простого народа.

Вопросы:

1. 1.Характер Ивана Грозного. Взгляды ученых на проблему тирании Ивана IV.

2. 2.Реформы Ивана Грозного.

3. 3.Военные походы Ивана Грозного.

4. 4.Период опричнины. Характеристика опричнины у Карамзина, Ключевского, Соловьева, Платонова. Последствия опричнины.

5. 5.Культурное, социальное и экономическое развитие Руси во II пол. XVI в.

Литература:

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

АлъишцД.Н. Начало самодержавия в России. Л., 1988.

Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV - XV вв. М., 1986.
Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.
Зимин А.А. Реформы Ивана Грозного. М.,1960.

Золотухин Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли. М., 1985.
Скрыпников Р.Г. Лихолетье. Москва в XV - XVII вв. М., 1988.
Тихомиров М.А. Российское государство в XV - XVII вв. М., 1973.
Черепным Л. Н. Образование Российского централизованного государства в XIV- XV вв. М., 1960.


Преобразования Петра определили характер последующих реформ. Преобразования проводились при сохранении мощного государства с неограниченной монархией. По оценка некоторых историков, Петр проводил западные преобразования на по восточной схеме, с акцентом на государственность. Государство, созданное Петром было рассчитано на подстегивание общества, консолидации сил, направленных на реализацию поставленных Петром задач.

Во время реформ происходит тотальное огосударствление хозяйственной и торговой деятельности, усиливается абсолютизм.

В экономике становится ведущим государственный сектор. В собственность государства переходят земли свободных крестьян-общинников (появление государственных крестьян), государству в собственность переходят машины, производства, связанные с военной промышленностью. Данный путь означал неизбежное применение масштабного насилия по отношению к обществу. Важную роль в гражданской жизни стали играть армия, полиция, жандармерия. Государство становится главным регулятором общественных интересов.

 

Социальные изменения.

В период петровских реформ впервые в обществе начинают стираться грани между вотчинным и поместным землевладением: все владельцы земли получили право наследственного, но не собственного, владения и обязаны были служить государству. Т.о. Петр пытался создать сословие бюрократии в чистом виде.

Петр сделал ставку на дворянство. Которое должно было обеспечить функционирование государства. 1/3 часть дворянства готовилась к государственной гражданской службе, а 2/3 – к военной. Государственная служба становится пожизненной.

Внутренняя иерархия дворянства определялась «Табелью о рангах». Закон о порядке государственной службы окончательно утвержденный Петром 24 янв. 1724 г. основное значение Табеля состояло в унификации и систематизации административной службы. Все должности расписывались по 14 рангам. Неизменным Табель оставался до 1917 г.

Табель делал дворянство открытым сословием. Оно пополнялось купцами, горожанами, свободными крестьянами, которые проявили себя на государственной службе. С 14-го ранга табель давал право на личное дворянство, с 13-го – на потомственное. Дворянский титул мог быть также пожалован верховной властью за особые заслуги перед Отечеством (напр. Заводчикам Демидовым).

 

Прогрессивный тип развития вел к росту числа городов. Выделяются два основных типа разв. Городов в России: 1) военно-административный центр; 2) экономический и культурный.

Постепенно второй тип утверждаясь, вытеснял первый.

В условиях модернизации возникали новые общественные слои – рабочие, предприниматели, интеллигенция. Но их формирование происходило в рамках новых корпоративных структур – цехи для ремесленников, гильдии для купцов и предпринимателей, дворянские собрания для аристократии, ранги для бюрократии. Сохраняются и традиционные корпоративные структуры: русская крестьянская община, казачья община. При этом корпорация стремится к уравнительной системе, осуждает индивидуализм. Подобные черты особенно четко проявляются в период революционных модернизаций, когда государство осуществляет модернизацию за счет средств народа, применяя масштабное насилие. Так община несла ответственность за уплату налогов и выполнение государственных повинностей, поставку рекрутов, оказывала помощь своим членам. Однако, общество длительное время не ощущало в своей жизни положительных результатов модернизации. При Петре пресс прямых и косвенных налогов часто приводил к гибели людей и негативно сказывался на положении граждан. Коллективизм в этих условиях предоставлял единственно возможную форму социальной защиты человека, обеспечивая его выживание. Индивидуализм утверждался крайне медленно, и предпосылок для его выживания не было.

 

Цивилизационный раскол русского общества.

В рамках петровской модернизации рыночные отношения были призваны обеспечить механизм развития. однако, из-за мощного давления и контроля государства утверждение рынка шло медленно. Государственный заказ приводил к вымиранию конкуренции между предпринимателями. Отсюда низкое насыщение внутреннего рынка товарами, медленное увеличение числа мелких и средних собственников, богатых людей.

Отсутствие гражданских прав, в т.ч. и права частной собственности, сдерживало предпринимательский интерес и приводило к жестоким формам эксплуатации. Лишь государство обладало преимущественными правами предпринимательской деятельности.

Сохранение крепостного права приводило к нехватки вольнонаемной рабочей силы, зарождению рабочего класса из крепостных. Условия первых представителей подневольных рабочих были крайне тяжелыми, не было стимулов для роста квалификации и производительности труда.

Тем не менее идет формирование новой личности с прозападно ориентированной ментальностью. Этому способствовало появление светского государства, светской культуры и образования, предпринимательства и рыночных отношений. Результатом этого уже во времена Петра стал цивилизационный раскол русского общества – «почва» и «цивилизация».

 

ПОЧВА – уклад, основные черты которого сложились во времени Московского царства. В нем господствовали общинно-корпоративные устройства, строго вертикальные связи и отношения подданства. Развития при этом укладе шло медленно: он тяготел к застою и охватывал большинство русского населения. Система образования не отделялась от церкви и превозносилась духовность.

ЗАПАДНЫЙ УКЛАД цивилизации был мал по объему и расширялся медленно, но относительно почвенной России – динамично. Его поддерживали лишь собственники, которые работали на рынок и европейски образованная часть интеллигенции. Для западного уклада характерны постепенное разочарование в православии, ослабление влияния ортодоксального христианства, критика православных догматов. Для западного уклада характерно проявление масонства и протестантизма. При этом система ценностей носила светский характер и начала формироваться во второй половине XVIII в. русскими просветителями. Она принесла с собой развитие образования (Академия наук в 1724 г., Московский университет в 1755 г.), развивались гуманистические и демократические традации.

Модернизация породила потребность в грамотных и образованных людях, владеющих специальными знаниями. К концу XVIII в. в России было 277 школ, повысилось число грамотных, но все же Россия продолжала отставать по уровню образования от европейских стран.

 

Петровская модернизация затрагивала главным образом русское общество, другие народы – только опосредованно. Общественная система по-прежнему строилась на доминировании русских. Природные сообщества, мусульманский и буддийский анклавы продолжали жить в соответствии со своей традицией, нов их жизни усилилась роль государства. Исключение составляли жузы казахов. Принявшие добровольно подданство России, они занимались кочевым скотоводством и жили относительно автономно. Остальные кочевники были уравнены с оседлыми и переведены с ясачной подати на подушную. Крестьяне в национальных районах (чуваши, мордва, татары и др.) которые вели оседлый образ жизни, были зачислены в разряд государственных и их земля становилась собственностью государства.

Т.о., модернизация, начатая Петром, породила цивилизационный дуализм в русском обществе. Русская почва, мусульманский и буддистский анклавы продолжали существовать в рамках восточной традиции. Восточная парадигма развития сохраняла мощную базу и была преобладающей в этот период.