Понятие информатизации общества.


ИТУ Лекция 01

 

Внедрение ЭВМ, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией. В федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» информатизация общества определяется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Появление и развитие компьютеров – это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

Начиная с 90-х годов формулировались и развивались принципы государственной политики информатизации, которые сводились в основном к обеспечению научно-технических, производственно-технологических и организационно-экономических условий создания и развития информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. Новое содержание государственная политика в информационной сфере получила лишь в последнее время, а именно, наметился переход от политики информатизации к информационной политике, включающей в себя геополитические, внешнеэкономические, социально-экономические, научно-технические и культурные аспекты развития страны.

В рамках государственной информационной политики должны быть заложены основы для решения таких крупных задач, как формирование единого информационного пространства России и ее вхождение в мировое информационное пространство.

Формирование информационного пространства предполагает широкомасштабную компьютеризацию процессов переработки информации во всех сферах деятельности и активное использование телекоммуникационных систем информационного обмена. Развитие информационного пространства из-за высокой наукоемкости его составляющих требует наличия в стране необходимого научно-производственного потенциала.

Научно-технический и производственный потенциал включает в себя:

· научные учреждения;

· государственные и коммерческие организации и предприятия, разрабатывающие элементы, блоки, устройства, программное и техническое обеспечение;

· предприятия производители вычислительной техники и телекоммуникационной техники;

· систему эксплуатационной поддержки функционирования этой техники.

Основными целями и задачами формирования и развития единого информационного пространства РФ являются:

· обеспечение гарантий прав граждан на информацию;

· формирование и защита государственных информационных ресурсов;

· создание необходимых условий для повышения эффективности и качества информационного обеспечения принимаемых решений, в том числе в интересах надежной безопасности и обороноспособности государства;

· обеспечение полноты, точности, достоверности и своевременности представления информации органам управления всех уровней, юридическим и физическим лицам, независимо от их территориального размещения;

· интеграция информационных ресурсов различных сфер деятельности государства и общества и реализации доступа к ним;

· применение типовых, эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве;

· совместимость взаимодействия (на всех уровнях управления) ведомственных и территориальных информационных систем;

· обеспечение согласованности решений, принимаемых органами власти и общественными структурами всех уровней;

· создание единого информационного поля;

· интеграция с информационными пространствами стран СНГ и мировым информационным пространством.

Пользователи реализуют свои права или информационные возможности путем эксплуатации или прямого использования объектов или технологических компонент единого информационного пространства.

Одной из основных проблем формирования и развития единого информационного пространства является создание организационной инфраструктуры, которая в общем виде состоит из следующих секторов:

· органы управления, субъекты хозяйствования различных форм собственности;

· производители средств информации: вычислительной техники и средств связи, системного и инструментального программного обеспечения;

· производители прикладных (функциональных) программных продуктов;

· организации, формирующие и поддерживающие в актуальном состоянии информационные ресурсы на основе сбора информации от источников;

· организации, специализирующиеся на оказании услуг по транспортировке информации;

· организации, специализирующиеся на переработке информации и предоставлении услуг пользователям (конечным потребителям);

· организации, занимающиеся стандартизацией и унификацией информационных технологий;

· органы, координирующие деятельность всех секторов информационного обслуживания общества.

Создаваемая организационная инфраструктура единого информационного пространства должна обеспечивать органы управления необходимой статистической и аналитической информацией для принятия адекватного решения и гарантировать доступ физических и юридических лиц к социально - значимым информационным ресурсам органов государственной власти, а также к широкому кругу нормативно - правовых, справочных и других данных.

Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Если рассмотреть человечество в целом, то оно в настоящее время переходит от индустриального общества к информационному.

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Для ее реализации принимаются краткосрочные , среднесрочные и долгосрочные программы. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития.