Россия в мировом сообществе цивилизаций.


Цивилизации интенсивного (западного или европейского) типа раз­вития.

В истории известны две цивилизации подобного типа: греко-латин­ская, или античная, и европейская.

Для этого типа цивилизационного развития характерно:

- высокий темп изменений всей системы общественных отношений, в силу чего разрыв между поколениями очень велик. Опыт старшего поколения практически не нужен. Прошлое используется лишь для воспитания.

- Рынок является спо­собом функционирования экономики, а ее регулятором выступают част­ная собственность и предпринимательство.

- Ярко выражена социально-классовая дифференциация, имеются разви­тые формы классовой организации. Вследствие этого важнейшей функци­ей государства является регулирование социально-классовых отношении, обеспечение гражданского мира, который выступает гарантом прогресса.

- В обществе развиты горизонтальные, независимые от государства, эконо­мические, политические, социальные, культурные связи между различны­ми социальными группами и отдельными личностями.

- В цивилизациях этого типа существует правовое государство, позволя­ющее обществу, состоящему из множества собственников, контролировать власть, зависящую от них.

На сегодняшний день в науке существует ряд подходов, в рамках кото­рых делается попытка определить место России в мировом сообществе ци­вилизаций и его прошлом.

Часть ученых, например Ю.Н.Афанасьев, склонны рассматривать раз­витие России по аналогии с Западом, а точнее - с Европой, от которой Рос­сия всегда якобы отставала. Кстати, в этом же русле шёл и марксистский подход.

Другие полагают, что Россия относится к цивилизациям чисто восточ­ного типа, и с этих позиций анализируют ее историю.

Имеется и третий подход - Евразийский. Согласно ему Россия является самостоятельной и самодостаточной Туранской цивилизацией, отличной от Запада и Востока, и представляет собой самостоятельный тип цивили-зационного развития.

Думается, что правильнее говорить о России как цивилизационном фе­номене.Его отличительной чертой является и такой существенно цивили-зационный признак, как национальное самосознание. Этот термин приме­няется в данном контексте в смысле «сознания единства людей, принадле­жащих данному народу, данной народности или нации». Он, в свою оче­редь, включает такие элементы, как этническая принадлежность, нацио­нальные чувства, национальные идеи.

Весьма интересны в этом смысле фундаментальные труды Д.С.Лихаче­ва. Осмысливая генезис самосознания русского народа в пределах XI - XVIII вв., его показатели - памятники письменности и искусства, он делает инте­ресные выводы о том, что все народы проходят трудный путь воспитания национального самосознания на базе своей истории, и это один из элемен­тов общей исторической психологии человечества. Д.С.Лихачев считает, что российская цивилизация не относится в чистом виде ни к одному из трех типов цивилизационного развития.