Электронная система бронирования и резервирования туристских услуг в Internet


Во всемирной компьютерной сети Internet существуют разделы бронирования основных туристских услуг. Наиболее популярные из них - TravelWeb, разработанный ведущими гостиничными цепями, и Travelocity, открытый компьютерной системой бронирования Sabre.

Статистика свидетельствует, что популярность самостоятельного компьютерного бронирования по Internet быстро растет. Только гостиничных мест через TravelWeb ежемесячно бронируется на сумму 750 тыс. долларов. В настоящее время система бронирования предлагает информацию о 8000 отелях и рейсах 300 авиакомпаний. Учитывая что, се нельзя не рассматривать как серьезного конкурента турагентствам. Чтобы понять, насколько действительно велика опасность для агентств, специалисты попытались сравнить привычное туроператорам, работающим с индивидуальными туристами, бронирование по каталогам и факсу с бронированием туристских услуг по сети Internet.

С этой целью был проведен небольшой эксперимент. Его условия были достаточно просты: заказать индивидуальный тур для двоих взрослых на начало мая по маршруту Москва - Лондон (3 ночи) - Париж (3 ночи) - Москва. Прожива­ние и в Лондоне, и в Париже в отелях категории 4 звезды в стандартных двухместных номерах. Отели должны быть расположены в центре города.

В проведении эксперимента любезно оказала помощь туристская компания Скайтер, для краткости в дальнейшем именуемая агентством.

На запрос менеджер агентства предложил на выбор две 4-звездочные гостиницы в центре Лондона: Holiday Inn стоимостью $220 в сутки (с завтраком} и Royal Lancaster за $230 в сутки без завтрака или за $242 в сутки с завтраком (шведский стол). Предложения были подкреплены показом буклетов отелей, их местоположением на карте города и устным описанием сервиса в номерах. Для переезда из Лондона в Париж было предложено воспользоваться скорост­ным поездом Евротуннель. Остановились на 2-м классе с ценой билета $75.

Менеджер, специализирующаяся на Франции, уточнив предпочтения по типу отеля, предложила проживание в четырехзвездочном отеле California, расположенном в старинном здании на Елисейских Полях. Стоимость двухместного номе­ра с завтраком здесь составляет $198 в сутки. Был показан проспект с видом отеля и его номеров и ресторанов, а также карта центра города на русском языке и объяснено удобство расположения отеля.

Заказ принят агентством, но реальное подтверждение бро­нирования может быть получено только в течение 1-2 суток. Если в выбранных отелях не окажется свободных мест/ агентство обязуется подобрать замену.

Третий менеджер показал возможные варианты перелета. Поскольку агентство работает с операторами, имеющими жесткие блоки мест на рейсах Аэрофлот, были представлены достаточно низкие цены: от $370 до $410 (в зависимости от даты вылета) за билет в оба конца. В кассах Аэрофлота билет стоил бы дороже - $550.

Таким образом, весь тур на двоих (не считая виз) обошелся в агентстве примерно в $2270. По времени подбор тура занял около часа.

Система TravelWeb (http://www.travelweb.com) очень дружественная для пользователя и не требует особых навыков для работы. На экране всего две кнопки: гостиницы и авиарейсы. Начинаем с бронирования гостиниц. Поиск требуемого отеля можно выполнить по нескольким критериям: местоположению, названию, типу (отель, мотель, конгрессный центр, курорт и пр.), принадлежности к гостиничной цепи, требуемому набору и стоимостному диа­пазону. Формируем запрос: отели Лондона не дороже $250 за стандартный двухместный номер. Через минуту на экране появляется список из 11 отелей. Останавливаемся на знакомом Royal Lancaster. На экране отображается фотография вида отеля, приводится его описание (расположение, наличие ресторанов, баров, оснащение номеров, порядок расчетов и пр. - всего свыше 20 информационных полей) . Выбираем двухместный номер за 155 ф. ст. ($248) . Для бронирования необходимо заполнить анкету с указанием данных о клиенте, в том числе и номера кредитной карточки. Подобным же образок подбираем отель в Париже. Останавливаемся на четырехзвездочном отеле Copthorne Commodore пo цене $208 за номер. Таким образом, стоимость отелей практически такая же, как и в агентстве.

Результаты бронирования авиабилетов не столь радужные. Главное разочарование - головокружительные цены. Из российских авиакомпаний в системе есть сведения только о рейсах Аэрофлота. Сам поиск требуемых рейсов очень прост: достаточно указать даты вылета и прилета, пункты назначения и, если нужно, предпочтительную авиакомпанию. TravelWeb находит все возможные рейсы - не только прямые, но и посадочные. Для подбора оптимальной цены удобно воспользоваться режимом Lowest Fare (минимальные тарифы). Таким образом, находим тарифы Москва - Лондон за $1120 (рейс 243) и Париж - Москва за $1047 (рейс 252). Поскольку в TravelWeb нет информации о железнодорожных поездах, бронируем из Лондона в Париж авиабилет за $222 (British Airways, рейс 2В20).

Итоговая стоимость поездки неутешительная - свьше $5000 на двоих, что более чем в два раза дороже, чем в агентстве. Как видно, на формирование такой высокой стоимости поездки в основном повлияли явно завышенные цены авиабилетов. В целом на бронирование гостиниц и авиабилетов через Internet ушло немногим более часа.

Ниже приведены электронные адреса отечественных и зарубежных систем бронирования и резервирования туристских услуг через Internet.

TRAVELWEB (http://www.travelweb.com)

Этот туристский раздел был открыт в сети Internet в марте 1996 г. американской компьютерной компанией Pegasus Systems.

TravelWeb - это система самостоятельной покупки маршрутов на отдых. В настоящее время TravelWeb позволяет выполнять резервирование главных сегментов тура - авиабилетов и гостиниц, к которым в скором времени добавится и прокат автомобилей. Несмотря на молодой возраст системы, ежемесячно к ней обращаются 2 миллиона человек.

TravelWeb содержит информацию о 94 странах мира, обо всех ведущих гостиничных цепочках и более 200 авиакомпаниях. Помимо бронирования, TravelWeb располагает очень удобной системой поиска подходящих отелей и авиарейсов. Ее можно рекомендовать для использования агентствам в качестве надежного и быстрого источника информации. О полезности системы говорит и тот факт, что 95 % впервые обратившихся в TravelWeb пользуются ею опять.

Кстати, 65 % клиентов ищут через TravelWeb туры на отдых, 16 % -деловые поездки, 17 % - бизнес-поездки, совмещенные с отдыхом.

Основные неудобства TravelWeb для российского рынка - необходимость оплаты по кредитным картам и зачастую сильно завышенные цены на авиабилеты и гостиницы.

Удобная система поиска. Может использоваться как справочник авиарейсов, гостиниц, направлений. Для бронирования требуется кре­дитная карточка.

TRAVELOCITY (hltp://www.travelocity.com)

Travelocity - название интернетовской версии глобальной системы компьютерного резервирования Sabre, чьим владельцем является американская авиакомпания American Airlines.

Система открылась во всемирной сети весной 1996 года и в первую очередь рассчитана на вла­дельцев домашних компьютеров, предпочитающих самостоятельную организацию своего отдыха. Travelocity включает 3 основных раздела: информационный, заказ билетов, электронный магазин туристских товаров.

Для поиска подходящего маршрута и заказа билетов используется режим Flight Finder. В этом режиме пользователь заполняет карточку поиска, где указывает сроки поездки, пункты отправления и прибытия, предпочтительные авиакомпании, предельную стоимость билета, желательность беспосадочного полета и некоторые другие дополнительные условия. Поиск интересующих рейсов занимает от 10 до 30 секунд. Как правило, в результате предлагаются три варианта маршрута с указанием цен и другой информации о рейсах. Для выполнения бронирования необходимо указать номер своем кредитной карты.

В информационном разделе Travelocity приводятся данные о более чем 200 туристских центрах мира.

Система проста в использовании, однако большая часть информации касается США и Канады.

EXPEDIA (http://www.expedia.com)

Осенью 1996 года свой туристский сервер в Internet открыла ведущая компьютерная компания Microsoft. Раздел получил имя Ехреdia, что можно перевести как "содействие".

Сам компьютерный гигант называет свою систему электронным магазином в Internet, или новым поколением туристских агентов. Один из руководителей Microsoft Тимоти 0'Нил заявил, что Expedia позволит наконец снизить затраты на реализацию туристских услуг, Он отметил, что продажа туруслуг – единственное звено в туристском бизнесе, не подвергшееся до последнего времени каким-либо изменениям и нововведениям.

Раздел Expedia помогает найти и забронировать подходящий тур и авиаперелет. При этом можно подобрать рейсы с наименьшими тарифами. Пока что возможности бронирования доступны только пользователям из США, но в 1997 году были открыты и для европейцев. Microsoft смотрит на будущее своего сервера и в целом на систему бронирования в Internet с оптимизмом. По данным самостоятельного исследования, проведенного компанией, 67 % пользователей всемирной компьютерной сети готовы покупать свои отдых самостоятельно, не отходя от компьютера.

CNNHOTELS (http://cnnhotels.com)

Туристский сервер одной из крупнейших в мире телевизионных компаний "CNN" был впервые представлен в Internet в ноябре 1996 года на лондонской выставке World Travel Market.

Раздел располагает информацией о 2500 отелях всего мира. Здесь представлены все основные международные гостиничные цепочки (Intercontiiienlal, Hilton, Sheraton, Holiday Inn и др.). По каждому отелю приводятся фотография, адресные данные, перечень услуг в виде пиктограмм, цены на проживание. Заполнив карточку заказа, можно выполнить резервирование номера. Подтверждение бронирования поступает на электронный адрес заказчика в течение суток.

Несмотря на присутствие в названии системы слово hotels, предоставляемая информация касается не только гостиниц, но и турист­ских направлений, путеводителей по городам, новостей по туризму, горнолыжных обзоров, сведений о погоде в мире и др.

Так, например, указав в разделе Туристские направления Австрию, а затем Зальцбург, в течение минуты можно получить на экране информацию об истории и достопримечательностях города, кален­дарь культурных и спортивных событий, справки о гостиницах и окрестных курортах.

Не менее полезным для агентств и туристов может оказаться подраздел Travel Guide, представляющий карты городов, полезные адреса, описание достопримечательностей.

Поиск интересующей информации упрощается тем, что в CNNhotels используются раскрывающиеся справочники стран, городов и т. д.

TRAVEL.NET (http://www.travel.net)

Туристская сеть - так переводится название этого сайта. Это полностью соответствует действительности - информация на сайте охватывает все страны мира.

Это один из основных информационных сайтов по туризму в Internet. Содержит сведения по всем странам мира. По каждой стране даются статьи по истории, культуре, денежной системе, визовые требования, сведения о достопримечательностях, даются видовые слайды, карты городов, областей, полезные адреса - посольств, гостиниц, ресторанов и т. д.

Имеется удобная система прекрасных ссылок для поиска информации.

В Travel.net также размещена информация об авиакомпаниях (расписания авиарейсов, описания самолетов, аэропортов, системы тарифов), гостиницах, туристических агентствах (адреса, краткое описание видов деятельности) и "горящих" поездках. Для поиска нужных отелей достаточно указать желательное местоположение и требуемую категорию отеля.

Поддержание собственной информационной страницы в узле Travel.net для туристских компаний стоит всего $10 в месяц.

TRAVEL (http://www.travel.com)

Другой название этого сайта - Travel Online, то есть информация по туризму в режиме реального времени.

При первом же обращении к сайту Travel подкупает простота работы с ним. Здесь нет свойственных многим другим сайтам Internet лишних красивых картинок, которые значительно замедляют прием информации по сети. На экране отображаются только названия разделов: размещение, авиакомпании, направления, круизы, активный туризм, развлечения, туристские фирмы, сопутствующая информация. Поиск нужных данных не требует заполнения каких-либо сложных шаблонов, а лишь выбора подразделов из меню. Например, получение справки о столице Швейцарии - Берне потребует только трех нажатий "мыши": направления - Швейцария - Берн. В ответ на запрос система предлагает карту города, описание достопримечательностей, видеоролики, например, Экскурсия по Берну. К сожале­нию, отсутствуют данные о гостиницах и ресторанах, схемы транспорта.

В подразделе Авиакомпании представлены расписания рейсов, тарифные системы, сведения о парке самолетов всех ведущих авиаперевозчиков мира. Подраздел Сопутствующая информация предлагает сведения о посольствах и консульствах, страховых и визовых требованиях, национальной валюте разных стран мира.

LONELY PLANET (http ://www.lonelyplanet.com)

Серия книжных путеводителей Lonely Planet давно и хорошо известна турагентам и путешественникам всего мира.

Открытый в Internet одноименный раздел полностью соответствует духу книжных изданий - максимум практической информации о стране посещения. Электронный путеводитель включает несколько подразделов: туристские направления, турпакеты, советы путешественникам, здоровье, новости, почта и реклама.

Наиболее важный раздел Туристские направления позволяет находить информацию о странах и местных достопримечательностях, используя интерактивную карту, раскрываемую при нажатии кнопки "мыши". На примере Lonely Planet хорошо видны преимущества электронных каталогов перед книжными. Здесь легко можно получить последние расписания авиа- и железнодорожных рейсов, полезные адреса, которые к моменту выхода книжных вариантов могут уже устареть.

Для индивидуальных туристов полезен раздел On the rood (в дороге), дающий практические рекомендации по разным странам. Например, Как путешествовать по Аляске или Как в Японии избежать чашечки капуччино за $6.

Пользующиеся Internet знают, как зачастую мешает работе медленный прием информации. В Lovely Planet для ускорения приема можно использовать специальный режим Техt Express (в этом случае графические изображения даются в несколько упрощенном виде).

Справочные разделы некоторых авиакомпаний

Сайт авиакомпании Finnair - www.finnair.com

Сайт авиакомпании Delta airlines - www.delta-air.com

Сайт авиакомпании Swissair - www.swissair.com

Сайт авиакомпании Lufthansa - www.lufthansa.com

Раздел авиакомпаний на сервере travel.net содержит информацию о расписание авиарейсов, типах самолетов, картах направлений, а также описание аэропортов, систем льгот и т.д. - www.travel.net/airlines.html

Страноведческая и справочная информация

Сайт Всемирной Туристской Организации - www.world-tourism.org

На нем можно найти информацию о национальных туристских администрациях 75 стран, вхо­дящих в ВТО, статистику, статьи о мировых центрах туризма.