Пути развития и эффективность внедрения новых информационных технологий в туризме
Информационные технологии в туризме
Важнейшую роль информационные системы играют в настоящее время в непроизводственной сфере (сфере услуг): туризме, гостиничном бизнесе, службе быта, коммунальном хозяйстве и пр.
Наибольший эффект от внедрения информационных технологий, особенно в сфере использования глобальной компьютерной сети Интернет, отмечается в сфере туристского бизнеса. Здесь центром формирования, продвижения и реализации туристского продукта является туристский офис, степень автоматизации которого существенно влияет на качество туристского продукта, его себестоимость и в конечном итоге определяет выживание туристской фирмы в рыночной высококонкурентной среде.
Развитие информационных технологий в туризме в настоящее время находится на стадии становления и активного внедрения.
Федеральная целевая программа Развитие туризма в Российской Федерации предусматривает в перечне основных задач создание системы информационного обеспечения в области туризма.
Данная система должна включать:
создание единой туристско-информационной сети России и ее интеграцию с аналогичными международными системами;
создание банков данных отечественных и зарубежных фирм, туров, маршрутов, средств размещения туристов, рекламной туристской продукции, транспортного обеспечения сферы туризма, туристских объектов всероссийского значения, инвестиционных проектов по созданию и реконструкции туристской инфраструктуры и др.
Большинство туристских организаций решает проблему внедрения новых информационных технологий самостоятельно, с привлечением отечественных и зарубежных разработчиков.
Эффективность работы туристской фирмы на рынке туристских услуг определяется различными факторами:
технологией формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
квалификацией кадров;
организационной структурой управления;
конъюнктурой рынка;
внедрением новых информационных технологий и др.
Остановимся более подробно на факторе внедрения новых информационных технологий.
Технический прогресс в области информационных технологий прочно завоевывает свои позиции в туристской индустрии. Значительно упрощается процедура формирования туристского продукта с использованием международных систем бронирования, системы Интернет, систем электронных каталогов туристских путешествий по странам, электронных баз данных по нормативно-правовым актам в туризме, автоматизированных систем взаиморасчетов и т. д.
За рубежом такие системы являются нормой технологического процесса формирования тура, его продвижения на рынке и реализации.
В настоящее время сформировались следующие направления развития информационных технологий в туризме:
локальная автоматизация туристского офиса;
внедрение прикладных программ автоматизации формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
использование систем управления базами данных;
использование локальных компьютерных сетей;
внедрение телекоммуникационных систем резервирования мест в отелях и бронирования билетов;
внедрение мультимедийных маркетинговых систем;
использование глобальной сети Интернет.
Структура информационных технологий в туризме представлена на рис. 26.1.
Рис. 26.1. Структура информационных технологий в туризме
Разработка и внедрение новых достижений научно-технического прогресса в области информационных технологий в туризме реализуются с учетом следующих основных принципов.
1. Наиболее современные разработки выполнены (или проектируются) в режиме реального времени on line по принципу безбумажного офиса.
2. Основной идеологией систем является замкнутый технологический цикл: клиент - турагент - туроператор - услуга - анализ.
3. Разработчики отказались от создания дорогих универсальных автоматизированных систем, и пошли по пути внедрения локальных агрегатированных офисных технологий для тур операторов, турагентов, перевозчиков, маркетинга и др.
4. На рынке информационных технологий предлагаемые офисные программы разрабатываются как для широкого потребителя, так и по заказу конкретной фирмы - специальные системы.
5. Многие предлагаемые системы являются совместимыми между собой и выполнены в виде автоматизации конкретного рабочего места, или локальных внутриофисных сетей (до 50 рабочих мест) с выходом в глобальную сеть Интернет.
6. Отмечается повсеместное использование новых интерактивных возможностей лазерных мультимедийных технологий на CD-ROM.
7. Все предлагаемые технологии для автоматизации туристского офиса обеспечены сервисным сопровождением, включая обновление, консалтинг, обучение персонала, гарантийное обслуживание и др.
8. Отмечается интенсивное обновление программных продуктов для работы в среде Windows.
9. Локальные прикладные программы и локальные системы бронирования и резервирования объединяются в национальные и интегрируются в международные сети.
10. Наиболее быстрыми темпами идет внедрение глобальной сети Интернет в систему формирования, продвижения и реализации туристского продукта.
11. Потребность в новых офисных информационных технологиях на туристском рынке удовлетворяется в основном отечественными фирмами-разработчиками.
Естественно, это не исчерпывающий перечень наметившихся путей и принципов разработки и внедрения новых информационных технологий в туризме.
В настоящее время практически использованы все факторы снижения себестоимости туристского продукта, за исключением автоматизации туристского офиса. Здесь есть еще одна сторона данной проблемы: с развитием систем информационных технологий, систем бронирования и резервирования, глобальной сети Интернет, а также с учетом высоких темпов компьютеризации и возможности взаиморасчетов по кредитным картам появляется реальная опасность невостребованности турагентств, как посредников между клиентом и поставщиком туристских услуг. В этих условиях клиент (турист) имеет возможность через свой домашний компьютер самостоятельно (без турагентств) выбрать требуемые туристские услуги, сформировать их в пакет, забронировать средства передвижения и размещения, оплатить данные услуги по кредитной карте или иным способом.
С учетом появления большого числа отечественных и зарубежных туристских серверов и сравнительно невысоких цен за пользование сетью Интернет турист сам имеет возможность выбрать более дешевые услуги в условиях огромного числа предложений на туристском рынке.
Мировой опыт свидетельствует, что для любой туристской фирмы фактором, определяющим успех ее деятельности на туристском рынке, является время обслуживания клиентов. Выигрывает тот, кто в состоянии предоставить клиенту весь комплекс услуг в режиме online (то есть в режиме реального времени). Возможность ведения бизнеса в подобном режиме напрямую связана с тем, каким образом организован обмен информацией между турагентом и туроператорами, у которых приобретаются услуги для клиентов.
Бронирование (резервирование) агентом услуг у туроператора является центральным в общей технологии обслуживания клиента. Ведь от того, сумеет ли туроператор подтвердить заявку агента в присутствии клиента, зависит все дальнейшее отношение клиента к агенту и услугам, которые он оказывает.
К сожалению, следует признать, что на практике on-line обмен информацией между агентом и оператором встречается крайне редко.
Необходимым условием перехода партнеров на режим взаимодействия on-line является наличие у них обоих некоторого программного обеспечения; более того, конкретный способ работы определяется тем, какое именно программное обеспечение у них установлено.
Будущее за прикладными системами автоматизации туристского офиса, которые смогут обеспечить независимость работы, высокую степень защиты информации, on-line обмен информацией с различными участниками туристского рынка, интеграцию в системы бронирования и резервирования, а также в глобальную компьютерную сеть Интернет.