АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА В ТОРГОВЛЕ


АВТОМАТИЗАЦИЯ В ТОРГОВЛЕ

 

Отражением внимания участников рынка информационных систем к определенной сфере автоматизации является их активность на традиционных выставках. В этой связи рост за год числа представленных на выставке SofTool'96 информационных торговых систем с 5 до 15 свидетельствует об активности фирм, занимающихся разработкой систем автоматизации торговли.

Среди представленных на российском рынке систем автоматизации торговли можно отметить предложения фирм "Tandem-Soft" ("Торговля и учет" для Windows). "Эйс" ("Гепард"), "1С" ("1С:Торговля"), "Информационные системы и технологии" (система "Аспект"), "КомТех", "Атлант-Информ" (система "Садко"), "Парус", "Мета" (Комплекс автоматизации в розничной торговле), "Интеллект-Сервис", "Инфин", "Веста-С" (Управление товарооборотом на базе системы StorS). Анализ перечня свидетельствует об активности фирм. разрабатывающих бухгалтерские программы.

Так как основой для торговой фирмы служит движение товаров и денег, автоматизация торговой деятельности предусматривает многовариантность организации закупок и торговых схем, гибкую и прозрачную схему складского и секционного учета, многокассовый, многобанковский учет денежных средств и контроль взаиморасчетов с поставщиками и покупателями.

В основу ряда комплексов положены схемы документооборота и основные принципы, аналогичные описанным выше. Например, в системе "Эйс" главными являются:

1) комплексный охват деятельности фирмы;

2) отслеживание движения товара на протяжении всего пути с момента его закупки до реализации по всем промежуточным операциям; 3) учет товаров в разрезе партий в учетных ценах;

4) получение текущей информации по состоянию складов, магазинов и прочих подразделений фирмы, а также взаимоотношений с покупателями и поставщиками;

5) организация различных видов торговой деятельности: опт, розница, консигнация, комиссия и др.:

6) проведение маркетинговых исследований и финансового анализа по результатам деятельности фирмы за любой период времени:

7) ведение независимого учета по нескольким фирмам с возможностью объединения отчетов об их деятельности и автоматизации корпоративной структуры;

8) ведение многовалютного учета;

9) представление данных в российском или международном стандарте;

10) возможность выборки необходимой информации по сложному критерию и представление ее в любом удобном виде: в виде печатной формы, таблицы, экспорта в файл, передачи по электронной почте;

11) максимальная гибкость в настройке комплекса и в распределении прав доступа;

12) работа в сетях с большими объемами данных; распределенный характер системы;

13) максимальная открытость комплекса, в том числе возможность экспорта в популярные программные среды;

14) легкость в освоении и адаптируемость к задачам клиента:

15) возможность стыковки и интеграции с другими программными продуктами.

Рассмотрим более подробно управление складской деятельностью торговой фирмы (на складах и в торговых точках). При этом учитываются следующие факторы:

• товар может иметь несколько независимых единиц измерения, например количество товара, количество упаковок, вес, стоимость; • товар может оцениваться в различных валютах;

• товар может иметь несколько цен в зависимости от объемов и группы покупателей и поставщиков, а также состояния товара в процессе его хранения и реализуемости на рынке;

• товар может иметь различный статус, например статус резервирования.

Особое значение имеет взаимосвязь с подсистемами торговых секций (напрямую или через внутренний склад последних), бухгалтерией и представлением аналитической и управленческой отчетности. В частности, анализ функционирования склада предусматривает получение полной картины о состоянии складов, магазинов и прочих подразделений фирмы, о закупках и продажах с формированием любых отчетных документов в разрезах:

• поставок с аналитикой по подразделениям, поставщикам, товарам или группам товаров, проведением взаимозачетов, получением общего свода по поставщикам;

• продаж по различным видам торговой деятельности с анализом по поставщикам, подразделениям, покупателям и товарам;

* загрузок складов товаром на любой день в ценах остатков или продаж в различных единицах измерения товара;

• переоценок, возвратов, перемещений по поставщику, по­купателю, товару или подразделению; • транспортных расходов.

Основой для автоматизации торгового зала может служить внедрение штрихкодов в качестве стандарта деятельности ТФ.