Методы исторического анализа деятельности научных школ.


Основные критерии исследований научных школ

Проведенный анализ содержания вышеперечисленных определений и типологий научных школ позволяет определить наличие общих черт:

1. Единство научно-исследовательской программы;

2. Общность научного направления;

3. Преемственность передачи накопленных знаний;

4. Устойчивость традиций.

 

Метод источниковедческого анализа направлен на изучение документальной основы историко-психологических исследований и является доказательной базой достоверности полученных результатов. Использование этого метода предполагает комплексную интерпретацию источника, включающую в себя: точную датировку; установление подлинности источника; пространственную локализацию исторических фактов; идентификацию авторства и лиц, упоминаемых в источнике; выявление логических и содержательных связей между положениями источника и другими данными и сведениями, проходящими по заявленной теме. Особое значение метод приобретает при работе с архивными источниками по истории психологии.

В качестве материала, который интерпретируется посредством источниковедческого метода, могут использоваться документы Национального архива Республики Беларусь, архивов высших учебных заведений, отчеты по научно-исследовательской работе и подготовке кадров вузов, личные дела сотрудников кафедр, отделений и факультетов.

Также при исследовании научных школ целесообразно применять проблемологический анализ, который базируется на признании проблемы в качестве системообразующего фактора научного познания. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, в процессе постановки проблемы осуществляется социальный заказ науке, с другой стороны, в ее постановке и решении отражаются взгляды и ориентации как отдельных ученых, так и исследовательских коллективов. Проблемологический анализ включает также и процессуальный аспект – формирование в ходе решения проблемы научных школ. Метод проблемологического анализа, таким образом, дает возможность не только избежать жесткой дихотомии по линии «экстернализм – интернализм», но и установить конструктивные связи в рамках развития научного познания.

 

Анкета научной школы Республики Беларусь

Анкета научной школы была разработана Центром мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии и социальных технологий Национальной академии наук Беларуси (см. Приложение). Следует также отметить современное понимание и конкретизацию таких терминов как фундаментальные и прикладные научные исследования.

Фундаментальные научные исследование – теоретические и (или) экспериментальные исследования, направленные на получение новых знаний об основных закономерностях развития природы, человека, общества и искусственно созданных объектов (Закон Республики Беларусь «О научной деятельности», статья 1).

Прикладные научные исследования – исследования направленные на применение результатов фундаментальных научных исследований, достижение практических целей и решение конкретных задач (Закон Республики Беларусь «О научной деятельности», статья 1).

Разработка – деятельность направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности, на создание новой продукции или технологий. Разработка новой технологии и продукций включает проведение опытно-конструкторских (при создании изделий) и опытно-технологических (при создании материалов, веществ, технологий) работ (Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», статья 1).

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Дроздова Н.В. Генезис возрастной и педагогической социальной психологии / Метод. рек. – Мн.: БГПУ, 2002. 32 с.

2. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. Пособие. – М.: Издат центр «Академия», 2001. – 544 с.

3. Современная психология: Справочное руководство / Под ред.
В.Н. Дружинина. – М. – 1999.

 

Дополнительная литература:

1. Берков Б.Ф. Общая методология науки. – Мн.: Академия Управления, 2002. – 272 с.

2. Будилова Е.А. О периодизации истории психологии в СССР
// Актуальные проблемы истории и теории психологии: Материалы конференции. Ереван, 1976.

3. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии / Под ред. А.Н. Ждан. М., 1988.

4. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.,1975.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1972.

 

1.1. Развитие психологии в беларуси – исторические факторы гуманизации общества