Торговая деятельность в XVII в.


Торговля была определяющим занятием всех слоев купечества.

В состав товаров входили предметы русского, западноевропейского и восточного производства. Здесь были металлы и металлоизделия, ткани всевозможных сортов, одежда, обувь, очки, хозяйственно-бытовой инвентарь, промысловое снаряжение, продукция москательного, химического и иного назначения.

Разнообразный ассортимент товаров дает возможность утверждать о том. Что именно это давало больше уверенности в реализации промышленной продукции в местах ее ввоза.

Торговые экспедиции требовали длительного времени, что увеличивало потребность в исходном капитале. Для русских купцов всегда был актуален вопрос о наличных деньгах. Займы. Долги являлись типичным показателем тогдашней торговли.

Среди купцов первенствовали ярославцы, за ними следовали купцы Костромы, Вятки, Москвы, Твери, Ростова, Мурома и т.д.

Многообразие товаров было характерно не только для ведущих купцов с тысячными оборотами (Шорин, Гурьев). Это свойство присуще и тем торговцам, которые имели несколько десятков рублей в своем активе (Савва Терентьев Холмогорец, Семен Карпов).

Все же привилегированное купечество не уступало своих позиций на протяжении всего XVII в. Так, в 1682 г. в Верхотурье зарегистрировано множество торговцев, но лишь немногие имели товаров более чем на 400 – 600 руб. В то же время три члена гостиной сотни и один гость располагали товарами в общей сложности более чем на 5 тыс. руб. Размахом торговых операций отличались псковичи Русиновичи и Поганкины, новгородцы Стояновы, Гавриловы, Кошкины, чердынцы Могильниковы, соликамцы Ростовщиковы, сибиряки Ушаковы, нижегородцы Калмыковы и Олисовы.

Развитию рыночного оборота способствовали ярмарки – Архангельская, Важская, Макарьевская, Свенская, Ирбитская, а также множество местных. Одним из каналов предпринимательства стала организация купеческих обозов и караванов речных судов.

Почти не изучен вопрос о торговой прибыли XVII в. Некоторые отрывочные данные о продаже хлеба и пушнины в Енисейском уезде свидетельствуют, что прибыль могла достигать 315 – 484% в год. В другой стороны, порой прибыль едва превышала 10%.

Русское купечество всех уровней своей торговой деятельностью способствовало углублению и расширению общественного разделения труда. Купеческий капитал уже вторгался в производственную сферу. Недаром укореняются в наименованиях многих товарах их географические привязки (карельский уклад, вятские ложки, вяземские сани, калужские ковши, костромское мыло, ярославские зеркала, ивановские полотна). Купцы развозили товар по всей Руси, создавая широкие, общегосударственные по масштабу экономические связи.