СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (1993-1999)


Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Культура современной России.

Международные связи России.

Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

Становление новой государственности (1993-2006 гг.)

Становление новой государственности (1993-2006 гг.)

ОКТЯБРЬСКИЕ СОБЫТИЯ 1993 г.

С распадом СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. 21 апреля 1992г. Было официально изменено название российского государ­ства — теперь РСФСР была переименована в Российскую Фе­дерацию (Россию).

Отсутствовало четкое разделение между Президентом, Верховным Советом и Съездом народных депутатов, что при­водило к противостоянию двух сторон государственной вла­сти — законодательной и исполнительной. Многие члены го­сударственного корпуса голосовали за то, чтобы страна вернулась на путь прежнего политического развития, также выступали за возрождение СССР. В декабре 1992 г. Б.Н. Ель­цин в своем обращении к народу заявил о превращении пар­ламента в «реакционную силу».

В апреле 1993 г. был проведен референдум о доверии Президенту, о досрочных выборах Президента и народных депутатов. Состоялись выборы — из 69 млн человек больше половины поддержали Президента и прово­димую им социально-экономическую политику. Итоги такого референдума, которые означали полную победу Президен­та, усложнили политический кризис.

Осенью 1993г. обострилось противостояние ветвей власти. К тому времени Президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции. Но парламентарии всячески откладывали ее принятие, стремясь ограничить власть Президента. 21 сентября 1993г. Б.Н. Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета РФ и Съезда народ­ных депутатов. Выборы нового парламента были назначены на 12 декабря 1993 г.

В ответ на такой антиконституционный акт в Москве сила­ми оппозиции были организованы демонстрации. 2—3 октября в ряде мест были возведены баррикады. Была организована попытка штурма Мэрии и Останкинского телевизионного центра, которая не увенчалась успехом. В связи с этим в Мос­кве было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. Несколько десятков тысяч человек объеди­нились в стремлении изменить курс социально-экономиче­ских реформ. В ходе восстания несколько сотен его участ­ников погибли или получили ранения. В октябре 1993 г. были приняты указы о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. Прекратилась деятельность Со­ветов всех ступней.

12 декабря 1993 г. на всенародном голосовании была |1Ш принята Конституция Российской Федерации. Рос­сия объявила себя демократическим федеральным правовым государством с республиканской формой правле­ния. Глава государства — Президент, который избирается всенародным голосованием.

В состав Российской Федерации входили:

0 одна республика;

0 шесть краев;

0 одна автономная область;

0 десять автономных округов;

0 два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург);

0 сорок девять областей.

Принципы построения высших органов государственной власти и управления представлены на рис. 2.

В компетенции высших органов власти были важнейшие общегосударственные и международные вопросы.

В результате распада СССР отношения с субъектами Российской Федерации складывались не совсем бла­гополучно. Большое количество межнациональных конфликтов происходило на Северном Кавказе.

Конституци­онный Суд РФ

Федеральное собрание — Парламент РФ

Государст­венная Дума РФ

Рис. 2. Высшие органы власти Российской Федерации с декабря 1993 г.

 

Принятие Конституции в 1993 г. укрепило единство в рос­сийском государстве. Но развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики. Проис­ходили частые конфликты между властью и сепаратистами.

В декабре 1994 г. было решено ввести Вооруженные Силы РФ на территорию Чечни, что мгновенно приве­ло к началу чеченской войны. Война продолжалась до 1996 г. В ноябре 1996 г. между чеченским и российским ру­ководством было подписано соглашение о мире. Это соглаше­ние подразумевало вывод российских войск с территории Чечни и проведение в республике президентских выборов.

Одно из главных мест в работе Государственной Думы России I созыва заняли вопросы о национальной и эко­номической политике, международных отношениях. В период 1993—1995 гг. депутаты приняли более 320 новых законов. В том числе законы о конституционной системе, об акционерных обществах, о новых формах собственности и т.д.

В состав Государственной Думы России II созыва было избрано 450 депутатов. Из них 36% общего числа мест в Думе получила партия КПРФ, 12% — «Наш дом Рос­сия», 11% — ЛДПР, 10% — блок Г.А. Явлинского «Яблоко», и только 17% — независимые и 14% — другие избирательные объединения.

Распад СССР резко изменил положение России на 6 IJJ международной арене. Было необходимыми добиться, чтобы Россия была признана в качестве правопреем­ницы бывшего Советского Союза в ООН. Здесь внешнеэко­номические связи рассматривались как выход из хозяйствен­ного кризиса в стране. Россия принимала участие в решении важных международных вопросов.

В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между Российской Федерацией и странами НАТО. Вскоре в состав НАТО вошли стра­ны Балтии, Венгрия, Польша, Чехия. Все указывало на то, что члены НАТО пытались расширить свое влияние на восток.